Внутренняя цена

Существуют два разных подхода к пониманию внутренних цен. Первый рассматривает внутренние цены в масштабе государства – согласно этому подходу внутренней ценой продукции является цена в той стране, где продукция была произведена. Второй подход – внутрифирменный: этот подход рассматривает внутреннюю цену как цену, по которой разные подразделения фирмы передают продукцию друг другу (реальные платежи в данном случае не производятся – внутренняя цена является в большей степени учетным показателем).

 

Функции внутренней цены

 

Внутренние цены выполняют 3 основные функции:

 

 

Измерительная (также называется учетной) функция внутренней цены заключается в том, что она является индикатором издержек на производство отдельных видов продукции и услуг.

 

Распределительная функция заключается в том, что с помощью цены создаваемая стоимость товаров перераспределяется между разными слоями общества. Например, если существует производство с высокой нормой прибыли, логично переправить капитал именно туда.

 

Стимулирующая функция цены заключается в следующем - если определить цену как совокупность следующих факторов:

 

ЦЕНА = ПРИБЫЛЬ НА ЕДИНИЦУ ТОВАРА + ИЗДЕРЖКИ НА ЕДИНИЦУ

 

то именно цена будет определять прибыльность товара. Следовательно, через цену фирма (или государство) стимулируется производить один товар и отказываться от другого.

 

К слову, каждая из функций актуальна для обоих вышеописанных подходов.

 

Факторы, влияющие на внутреннюю цену и выбор системы ценообразования

 

Среди основных ценообразующих факторов можно выделить следующие:

 

 

Спрос является ключевым фактором, потому как устанавливать цену на продукцию, которая будет просто не по карману большинству, нецелесообразно. Если же спрос минимален настолько, что цена оказывается равна издержкам или ниже их (что соотносится со стимулирующей функцией, описанной выше), то от такого производства вовсе лучше отказаться.

 

Другие факторы – это:

 

  • Качество. В гонке с конкурентами фирме приходится улучшать свойства товара, что в конечном итоге также сказывается на цене.

 

  • Услуги-заменители. При установлении внутренней цены фирма должна принимать во внимание и близкие по назначению товары и услуги.

 

  • Стадия жизненного цикла (ЖЦ). Внутренняя цена не является постоянной величиной – она изменяется регулярно в зависимости от того, на какой стадии развития (зрелость, рост) находится продукт.

 

На выбор же общей системы внутреннего ценообразования влияют два фактора: централизация власти и профессиональная ориентация менеджеров. Каким образом производится влияние, покажем на примере абстрактного предприятия:

 

  • Централизация. Если власть централизована, решение о ценах принимается одним руководителем или руководящим органом. При децентрализации каждое из подразделений фирмы (как правило, децентрализованные фирмы имеют функциональное разделение) само устанавливает цену на свой продукт. Преимущество первого варианта – отсутствие необходимости тратить время на переговоры, преимущество второго – высокая точность цен в соотношении с издержками. Однако у второго варианта есть и минус – «слабые» подразделения оказываются заведомо проигравшими.

 

  • Профориентация. По самой примитивной негласной классификации есть руководители-производители и руководители-продавцы. Первые ставят во главу угла производственный цикл, вторые – маркетинг. Первые определяют внутреннюю цену по такой формуле:

 

ВНУТРЕННЯЯ ЦЕНА = ИЗДЕРЖКИ + ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Вторые предпочитают такой расчет:

 

ВНУТРЕННЯЯ ЦЕНА = РЫНОЧНАЯ ЦЕНАЗАТРАТЫ

 

Большинство ведущих компаний сейчас ориентируется на рынок, то есть использует второй способ. 

  • внутренняя цена
  • как рассчитать внутреннюю цену
  • что влияет на внутреннюю цену
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP