Понятие «лобби» пришло в русский язык из английского, где означает буквально «кулуары» или «коридор». Под лобби подразумевается группа людей, которая отстаивает свои интересы всевозможными методами. Самих членов лобби называют лоббистами. Лоббисты не имели права присутствовать непосредственно в зале заседаний парламента Британии при принятии и обсуждении законодательных актов, поэтому общались с депутатами парламента в коридорах (откуда и пошло название).
Процесс воздействия и давления на парламент называется лоббизмом. Лоббизм использует совершенно разнообразные методы, начиная от писем и петиций и заканчивая шантажом.
Основные проблемы лобби
Главной проблемой является то, что термин «лобби» чаще всего ассоциируется с незаконной деятельностью и коррупцией. Считается, что основные методы, которые используют лобби – это взяточничество, подкуп и шантаж. Однако истинная суть лобби иная – например, в США функционируют тысячи лоббистских организаций, находящихся в рамках закона. Более того, лобби является признанной профессией (и одной из самых перспективных), которую можно получить во многих ВУЗах Штатов.
Другой проблемой является то, что лобби заставляют действовать политическую систему не в интересах государства и граждан, а в интересах частных лиц (меньшинства). Ярким примером лоббирования считается продажа США Аляски, которую у СССР содержать не было ни возможности, ни желания – лоббистом выступил русский посол.
Виды лобби
Наиболее распространенная классификация предлагает делить все лобби на следующие группы:
- 1. Независимые (внешние) лобби не находятся в штате одной организации, а работают по контракту на временной основе. Как правило, это юридические или консалтинговые конторы.
- 2. Корпоративные (внутренние) лобби работают на одну организацию и получают фиксированную заработную плату. Таких специалистов также называют GR-менеджеры или in-house lobbyist. Между двумя описанными видами есть солидная разница в подготовке: если первые лоббисты обычно имеют опыт работы в государственных структурах, то вторые – непрофессионалы и становятся лоббистами вследствие карьерного роста.
- 3. Коммерческие ассоциации. Такие лобби защищают интересы не одного предприятия, а сразу нескольких, имеющих общую заинтересованность. Пример: лоббирование ассоциации производителей табака.
- 4. «Общественники». Такие лобби не стремятся получить деньги за услуги, а работают исключительно за идею и убеждения. Подобных обществ лобби очень много, например, за защиту животных или прав сексуальных меньшинств.
- 5. Профсоюзы – наиболее распространенная и институциональная форма лобби. Профсоюзы имеют налаженные связи с властью и используют для воздействия исключительно законные методы (например, альянсы).
Технологии и инструменты лобби
Все технологии лобби можно условно разделить на 3 основные группы:
Прямое лоббирование осуществляется через личную встречу лобби с представителем власти, которая может иметь место на выставке, симпозиуме. Лоббист предъявляет значимые аргументы в свою пользу, которые должны убедить представителя власти принять выгодное для лобби решение.
Косвенное лоббирование не предполагает личных встреч с «власть имущими», но требует не меньшего (а скорее даже большего) мастерства. Косвенные технологии используют в качестве инструмента СМИ, склоняя общественное мнение в свою пользу. Общественное мнение в свою очередь воздействует на политиков и вынуждает их корректировать направления государственной политики. Косвенное лоббирование также осуществляется с использованием исключительно цивилизованных методов и предполагает поиск значимых аргументов.
Описанные выше технологии находятся «в законе». Теневое же лоббирование использует незаконные методы – подкуп и шантаж - и строится не на аргументации, а на принуждении. На деле провести грань между теневым и законным лоббизмом очень проблематично. Одним из методов борьбы с теневыми лобби является требование к последним регистрировать свою политическую позицию (используется во многих штатах США).
Практика лобби в разных странах
Наиболее распространен лоббизм в США, которые считаются прародителем этого понятия. На территории страны функционируют лобби, которые защищают интересы 135 стран мира (включая непризнанные). Работа лобби очень четко регламентирована законодательными актами, как и их методы. За нарушение закона (однократное) следует внушительный штраф (измеряемый в тысячах долларов), заключение до 1 года и полный запрет на подобную деятельность в будущем. Именно поэтому в США проблема теневого лоббифрования не стоит остро.
В Великобритании лобби – это понятие привычное и нормальное. Более того деятельность лобби в Британии минимально регулируется законом – использование теневых методов при лоббировании просто противоречит традициям. Британское законодательство большее внимание уделяет регулированию деятельности членов парламента, так как понимает, что последнее слово в любом случае остается за ними.
Лобби в России – это разного рода ассоциации. Пример: ассоциация компаний интернет-торговли, которая буквально намедни сумела пролоббировать закон об ограничении покупок через иностранные (считай – китайские) онлайн-магазины товаров по значительно более низким ценам. Из этого примера становится понятна главная отрицательная черта российского лоббизма – лобби действуют в интересах меньшинства, ведь права обычных граждан оказываются попранными, потому как их вынуждают покупать товар по гораздо более высоким ценам.