Наивная диверсификация – это стратегия, при которой инвестор вкладывает деньги в некоторое количество однотипных активов и считает, что таким образом обезопасил себя от рисков. Такая стратегия неэффективна: например, если инвестор приобретает акции нескольких газовых компаний, подобное распределение сможет уберечь его деньги при банкротстве одной из них, однако если произойдет падение всего газового сектора, предусмотрительность окажется безрезультатной. Для того чтобы обезопасить себя от такого падения, нужно включить в портфель и другие финансовые инструменты, например, деривативы.
История возникновения понятия
В литературе наивная диверсификация может называться ложной или эвристической. Впервые это явление было продемонстрировано скандинавским экономистом Итамаром Симонсоном на примере того, как покупатели принимают решение о покупке какого-либо товара (впоследствии исследования Симонсона активно использовались в экономике). Симонсон наблюдал, что, если человеку необходимо сделать выбор сейчас, какой из видов закусок потреблять ближайшие три недели, он стремится взять как можно большее количество видов закусок. Если же у человека есть возможность покупать закуски каждую неделю, он не проявляет такого рвения к разнообразию. То есть при одновременном решении человек в большей степени стремится к диверсификации, чем при последовательном.
Схожий эксперимент позже был поставлен в США «в полевых условиях»: в ночь на Хэллоуин детям было предложено сделать последовательный и одновременный выбор конфет. Результат эксперимента подтвердил предыдущие исследования.
Впервые применили этот эффект к финансовым рынкам ученые Бенарци и Талер: они провели исследование, наблюдается ли такой эффект среди инвесторов, движимых стремлением свести к минимуму риски инвестирования. Ученые заметили, что многие инвесторы склонны именно к наивной диверсификации – то есть они делят средства равномерно между активами, которые тесно и прямо пропорционально коррелируют между собой. Бенарци и Талер первыми сделали вывод, что такой способ диверсификации не оптимален.
Исследования Бенарци и Талера показывают, что наивная диверсификация – проблема тех инвесторов, которые привыкли полагаться на собственную интуицию при выборе актива. Для инвесторов, основывающих свой выбор на математическом или техническом анализе, такая проблема неактуальна.