Монополистическое соглашение

Монополистическое соглашение - сделка (договор), который заключают между собой компании для обеспечения требуемого объема производства, контроля ценовой политики и разделения сбытовых рынков.

 

Сущность монополистических соглашений

 

На современном этапе есть две формы монополии, которые отличаются количеством своих участников:


1. Индивидуальная монополия представляет собой злоупотребление доминирующим положением одним участником рынка (субъектом хозяйственной деятельности). При этом антимонопольный орган должен установить факт доминирования, вне зависимости от внесения предпринимателя в Реестр.

 

Сущность индивидуальных монополий:

 

- навязывание другой стороне выгодных для себя условий сделки и невыгодных для контрагента или не относящихся к предмету торговой операции. Сюда можно отнести требования передачи денег, оформление договора только при условии внесения в него определенных положений и так далее;


- изъятие товаров (продукции) из обращения для создания искусственного дефицита на рынке. Сюда же относится повышение стоимости;


- прекращение (сокращение) изготовления товаров, которые имеют спрос или у которых есть заказы со стороны потребителей;


- нарушение порядка образования цены, а также установление слишком высоких или низких цен.

 

виды деятельности монополии
Список нарушений в статье 5 Закона о конкуренции не является окончательным. В зависимости от ситуации антимонопольный комитет имеет право применять меры при нарушении той или иной стороной Закона даже при отсутствии соответствующего пункта. Главное условие применения наказания - ущемление интересов других субъектов. Признание нарушений правомерными реально, но лишь в случае, если положительный эффект от них выше негативных проявлений.


Все индивидуальные монополии могут быть внедоговорными или же с учетом подписания монополистических соглашений.


2. Коллективные монополии всегда проявляются в форме соглашений. Это значит, что хозяйствующие субъекты заранее обговаривают свои действия и направляют силы на ограничение действующей на рынке конкуренции.


Монополистические соглашения коллективного характера могут иметь следующую сущность:


1. Договора (соглашения, сделки) подписываемые на основе договоренностей сторон и действующие для одного товара с целью достижения следующих результатов:


- поддержания или установления скидок, цен, наценок или доплат;
- снижения, поддержания, повышения роста цены на торгах и аукционах;
- передела рынка по принципу территориального нахождения, по объемам закупок или продаж, по товарному ассортименту, по заказчикам (покупателям) или продавцам;
- отказа от оформления соглашения с «неинтересными» для монополиста заказчиками или реализаторами;
- снижения открытости доступа на рынок или работа по устранению конкурентов (хозяйствующих субъектов).


Этот список лишь частично отображает вероятные последствия подобных монополистических соглашений. На практике к этой категории можно отнести любые согласованные манипуляции (действия) с одним товаром из-за которых возникает ограничение или недопущение на рынок определенной продукции, устраняется конкуренция и так далее.


монополии2. Договора (согласованные действия, соглашения) между участниками (субъектами) рынка, которые не являются конкурентами, получающими или приобретающими товар. Результатом таких монополистических соглашений может стать ограничение или устранение с рынка конкурентов. Такой вид нарушений не относится к хозяйствующим субъектам, который имеют долю менее 35%.


В ряде случаев возможно признание правомерности договора. Но здесь обязательное условие - доказательство того, что положительный эффект от действий превышает негативные последствия для товарного рынка или же если такая возможность в Федеральном законе. Что касается порядка признания правомерности, то он отображается в Законе о конкуренции.


Четкой формы монополистических соглашений (для их идентификации) нет. Подобные сделки могут заключаться в различной форме (письменной или устной), в виде одного (нескольких) документов. Возможна организация посредством согласованных действий с целью подавления конкуренции.


В экономической практике РФ запрещена координация действий различных предприятий, если они могут подавить (ограничить) конкуренцию. В случае нарушения таких требований возможна ликвидация компании, которая является нарушителем. Основанием для этого является поданный антимонопольным органом иск.


В Законе о финансовых рынках термина монополистической деятельности нет. Но условное разделение монополий на две категории все-таки существует. К первой категории относятся злоупотребления со стороны компаний и использование своего доминирующего положения, а ко второй - монополистические соглашения структур, ограничивающие конкуренцию. При этом в законе оговорен запрет, что оформление соглашений или выполнение согласованных действий компаниями, органами муниципального управления и другими субъектами РФ запрещено.

Исключением являются лишь согласования со стороны финансовых структур с Банком России и в ситуациях, которые предусмотрены законодательством.


Контроль таких соглашений и их идентификацию осуществляет Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) России на основании действующих законов.

 

Виды монополистических соглашений

 

Сегодня есть множество монополий, которые могут организовываться посредством объединения крупных предприятий. При этом сами монополии имеют разные формы - от наиболее простых до сложных вариантов. Так, можно выделить несколько видов монополистических соглашений (монополий):

 виды объединений предприятий

 

1. Временные соглашения - пулы, конвенции, ринги. Подобные договоренности имеют место между отдельно взятыми предприятиями. При этом объединения могут называться по-разному (многое зависит от объекта соглашения). Так, выделяются договора о совместных мероприятиях в отношении конкурентов, соглашения по производимой продукции и так далее. Подобные сделки, как правило, являются временными и неустойчивыми. На практике они существуют недолго и «рассыпаются» после достижения поставленной цели.


2. Картель - более устойчивый вариант монополистического соглашения, участниками которого являются отдельно взятые компании. Договоренности субъектов хозяйствования, как правило, касаются рынка сбыта товара и его изготовления. В картельных соглашениях могут оговариваться цены на сырьевую продукцию, необходимую для производства товаров.


Такие сделки нельзя отнести к полной монополизации, ведь в роли их участников выступают различные компании, сохраняющие свою самостоятельность (производственную и коммерческую), а также выступающие в качестве продавцов, согласовавших свои действия в условиях рынка.


3. Синдикат - одна из самых качественных форм монополистических соглашений. Особенность - объединение предприятий с целью создания общего образования (компании) для последующей реализации товара. Синдикат - полноценная монополия.


4. Трест - самая стабильная форма монополистических соглашений. Это мощное объединение нескольких предприятий, созданное не только для реализации товара (продукции), как это происходит чаще всего, но и для производства. Предприятия, которые стали участниками соглашений, перестают работать исключительно на себя, теряют производственную и сбытовую индивидуальность. Группа компаний, по сути, превращается в единый «организм».


5. Концерн - популярный вид монополистического образования, способный «подмять» под себя сбыт продукции и его производство. Концерн создается в случае, если одна головная компания покупает контрольные пакеты акций более мелких предприятий. При этом покупатель занимает лидирующие и управляющие позиции. Особенность концерна в том, что даже после создания структуры, предприятия, входящие в его состав, остаются самостоятельными в плане производства и сбыта продукции. Единственное, в чем они зависимы, так это в финансовом отношении.


монополииВ концерне есть компании, которые относятся к различным отраслям, но имеют общие связи. Вот почему концерны относят к многопрофильным структурам. К примеру, нефтеперерабатывающая организация может заниматься производством не только бензина, но и оборудованием для бурения скважин, АЗС и так далее. Создание концернов - возможность получать стабильную прибыль, ведь под руководством одной структуры оказывается множество (зачастую успешных) предприятий.


6. Конгломерат - монополистическое соглашение, суть которого в объединение компаний из разных отраслей в одну структуру. Такой принцип объединения носит название диверсификационного. Суть заключается во внедрении на разные рынки какой-то одной, наиболее мощной компании. Основная задача - установление контроля и получение максимальных доходов.


Создание конгломерата осуществляется посредством объединения одним предприятием акций (контрольных пакетов) других компаний. Как правило, в конгломерат входят только наиболее прибыльные предприятия, отличающиеся большими перспективами в будущем.

  • монополистическое соглашение
  • сущность монополистического соглашения
  • виды монополистических соглашений
  • монополии
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP