Под оценкой компании понимается процедура определения рыночной стоимости предприятия на некоторую дату с учетом различных факторов. Оценкой предприятия должны заниматься только фирмы, обладающие соответствующей лицензией.
В каких случаях требуется оценка компании?
К оценке бизнеса прибегают в следующих ситуациях:
- Предприятие выставлено на продажу – в этом случае оценка наиболее важна, так как, воспользовавшись услугами некомпетентного специалиста, продавец может серьезно продешевить.
- Предприятие ликвидируется или реорганизуется (например, происходит слияние). Ликвидационная стоимость бизнеса всегда ниже рыночной, потому как существует необходимость реализовать имущество предприятия как можно скорее.
- Если осуществляется сделка по приобретению доли в уставном капитале либо пакета акций фирмы (актуально для публичных компаний).
- Предприятие арендуется. От результата оценки зависит не только величина арендных платежей, но и сумма, которую арендатор должен заплатить для последующего выкупа (если это обусловлено договором, заключенным между сторонами).
- Если фирма претендует на получение кредитных средств или инвестиций, а также при необходимости страхования бизнеса.
Кроме того, оценка дает возможность рассчитать величину налога на имущество фирмы.
Какие документы могут потребоваться оценщику?
Специалисту, производящему оценку, необходимо предоставить следующие бумаги:
- Бухгалтерские отчетности. Желательно, чтобы их достоверность была подтверждена внешним аудитором.
- Уставные документы, а также свидетельство о регистрации предприятия.
- Любая информация, характеризующая сферу деятельности предприятия и состояние конкурентной среды.
- Бизнес-план фирмы. Этот документ дает оценщику возможность понять, развивается организация или находится на этапе стагнации.
- Любые бумаги, удостоверяющие наличие филиалов предприятия, дебиторской и кредиторской задолженности, а также устанавливающие, какое имущество находится в собственности фирмы.
- Список нематериальных активов (например, патентов), которыми владеет компания.
Важно предоставить оценщику все документы, которые он запрашивает – это напрямую влияет на объективность оценки.
Что должен включать в себя отчет оценщика?
Последовательность пунктов отчета оценщика является отражением этапов самой процедуры:
- 1. Формулируется вывод о достаточности документов, предоставленных заказчиком процедуры, для объективной оценки. Приводится перечень документов, на которые опирается анализ.
- 2. Исследование внешней среды бизнеса. Макроэкономический анализ позволяет сделать вывод об общей конкурентоспособности организации и спрогнозировать тенденцию развития отрасли.
- 3. Финансовый анализ. Этот этап ключевой – оценщиком анализируется зависимость предприятия от кредиторов.
- 4. Оценка рисков бизнеса (экономический, правовой и другие).
- 5. Выбор метода исследования. Всего выделяют три метода: сравнительный, прибыльный и затратный. Результат зависит от метода, поэтому оценщик должен обосновать, почему он предпочел один из них остальным.
- 6. Вывод о текущей стоимости компании.
- 7. Синтез информации по всем предыдущим пунктам, результатом которого является оценочное заключение.
Форма отчета о стоимости бизнеса не является свободной – ее устанавливает ФЗ №135. Есть несколько принципов составления:
- Итог исследования не может быть необоснованным.
- Отчет не должен содержать термины, которые могут быть непонятны заказчику.
- В отчете должны фигурировать фото (при необходимости) и произведенные расчеты.
- Все аббревиатуры расшифровываются.
Процедура оценки может занимать до двух месяцев (такой крайний срок установлен законом), однако, длительное исследование требуется компаниям с большим числом филиалов. В некоторых случаях (например, при наследовании бизнеса) оценщик справится и за час.