Под термином «распродажа» понимают процедуру реализации определенного товара (товарной группы) по цене, которая снижена в отношении ее обычного (базисного) размера.
Распродажи и законодательное их регулирование
Четких законодательных актов, которые бы рассматривали правила проведения распродаж не существует, поэтому у организаторов данных мероприятий широкое поле для деятельности. Но, все же, определенных правил при распродажах нужно придерживаться, чтобы избежать штрафов их организаторам.
В ст. 9 Закона «О рекламе» закреплено такое понятие, как стимулирующая акция, к которому по расширенному толкованию относят и распродажу. Так вот в соответствии с нормами этой статьи, при рекламировании проводящейся распродажи, должны быть соблюдены два требования:
- Должны быть обозначены сроки проведения такой акции.
- Следует указать информацию об организаторе распродажи (вернее, источник получения таковой), прописать условия ее проведения, четко обозначить выгоды (в нашем случае скидку), место, и сроки ее получения.
Экономическая суть распродажи для продавцов
Экономические предпосылки продавцов для проведения распродажи прямо вытекают из целей, побуждающих для ее проведения.
Цели, которые преследует процедура распродажи товара:
- Освобождение склада от залежавшихся товаров. Экономическая предпосылка здесь состоит в том, что залежалый товар – это задержка денежных средств в обороте, а это увеличивает такой показатель, как коэффициент оборачиваемости. Увеличение этого коэффициента означает, что требуется вовлекать в оборот больше денежных средств, а это влечет дополнительные затраты (уплата процентов по кредитам и другим инвестиционным источникам). Еще один очень важный момент состоит в том, что если своевременно не реализовать товар, то он может стать непригодным для продажи (истечение сроков пригодности) или же сильно понизиться заинтересованность в нем у покупателей (фактор сезонности).
- Избавление от товаров при ликвидации торговли. В этом случае экономические мотивы продавцов объяснимы – реализация товарных остатков позволит вернуть часть затраченных на их приобретение средств. В некоторых случаях (когда торговая наценка высокая) даже удается возместить средства при такой распродаже в размере цены приобретения этих товаров.
- Привлечение целевой аудитории к товару или же ее увеличение. Такой шаг с экономической точки зрения стоит рассматривать, как маркетинговую стратегию. И все потери продавца от такой распродажи, скорее всего, заложены в рамках бюджета маркетингового продвижения товара. Такой ход используется чаще всего при выпуске на рынок новинок.
- Увеличение объемов продаж. Распродажа, преследующая такие цели также является одной из маркетинговых стратегий. Здесь экономическая суть в том, чтобы за счет существенного увеличения продаж компенсировать объем получаемой прибыли, а как задача максимум, то и увеличить прибыль в объеме.