Минимальная цена – это наименьшая цена, по которой может быть продан определенный товар, чтобы окупить затраты на производство. Минимальная цена позволяет производителю окупить все затраты, которые были понесены в процессе создания товара, но при этом производитель не получит никакой прибыли: цена товара будет равна сумме стоимости исходного материала и факторов производства. Данный термин приобретает очень важное значение, когда правительство того или иного государства запускает программу стабилизации цен: цены не должны опускаться ниже минимального уровня, иначе это повлечет за собой банкротство производителей и упадок экономики.
Значение экономического термина «минимальная цена»
Для чего производителю товаров или продавцу необходимо знать минимальную цену продаваемых товаров? Для того чтобы умело оказывать влияние на потребительский спрос. Например, отличный метод увеличения спроса – проведение акций, по условиям которых определенный товар можно получить со скидкой. Обычно скидка на товар не снижает его цену до минимального уровня, таким образом компания окупает затраты на производство и даже получает немного прибыли.
Колебание уровня минимальной цены позволяет экономистам-теоретикам судить об изменениях в процессе производства. Обычно увеличение минимального уровня цен происходит вследствие подорожания ресурсов или необходимости увеличения заработной платы рабочих. Первыми признаками нарастающего кризиса будет повышение минимальных цен, которое повлечет за собой повышение обычной, потребительской цены, сужение круга потенциальных потребителей и так далее.
Иногда минимальная цена может не повышаться, а понижаться, что будет следствием интенсивного экономического роста компании, то есть внедрения в производство новых методов и технологий. Сравните производство книжной продукции в средние века, когда каждая буква в книге прописывалась писцом отдельно, и в настоящее время, когда печатные станки за несколько секунд печатают сотни символов текста. Разумеется, минимальная стоимость современных книг намного ниже, чем книг прошлых веков, причина – прогресс в развитии науки и техники.
Предприниматели должны помнить, что если товар продается по цене, которая ниже минимальной, необходимо любыми способами возмещать убытки. В крупных компаниях снижение цен на одни товары может привести к повышению цен другой продукции, чтобы в среднем уровень прибыли сильно не отличался от предыдущих отчетных периодов.