В среду, 28 октября, отчитался крупнейший европейский автопроизводитель – немецкий концерн Volkswagen AG. Как и ожидалось, отчетность оказалась во всех смыслах провальной – впервые за 15 лет автогигант зафиксировал квартальный убыток, причем сразу на 3.5 млрд. евро, в то время как аналитики ожидали убытка хотя бы на уровне 3.25 млрд. При этом за первые 9 месяцев общие мировые продажи также сократились – до 7.43 млн. автомобилей, в результате чего мировым лидером авторынка вновь стала японская Toyota, сумевшая реализовать 7.49 млн. единиц. Вся причина в т.н. дизельном скандале, который стоил немецкому автогиганту 30 млрд. евро капитализации и прямых убытков почти на 7 млрд. только за предыдущий квартал. Поясню более подробно.
В конце сентября в США против компании было инициировано расследовании о неисправности программного обеспечения по предоставлению информации о вредных выбросах на своих дизельных моделях (в том числе наиболее популярных – Passat, Golf, Jetta, Beetle, Audi A3 и др.). Расследование проводит американское агентство по охране окружающей среды. В результате, руководство компании вынуждено было признать наличие подобных неисправностей, из-за чего только на американском рынке производителю пришлось отозвать указанные выше дизельные модели, реализованные с 2008 года – а это около 0.5 млн. единиц. При этом, согласно опять же менеджменту самой компании, всего в мире было реализовано порядка 11 млн. таких автомобилей – что называется, сравните масштаб проблемы и возможные последствия. И естественно, такое развитие событий оказало крайне негативное влияние на инвестиционную привлекательность компании – с начала этого скандала рыночная капитализация гиганта рухнула почти на 30 млрд. евро.
Но все ли так плохо? Может быть с Volkswagen далеко не все так безнадежно? Постараемся разобраться в этом более внимательно, изучив отчетность. Итак, как уже упоминалось, чистый убыток компании за 3 квартал составил 3.5 млрд. евро. Однако в то же время, без учета списаний по дизельному скандалу на 6.7 млрд. евро, чистая прибыль составила бы 3.2 млрд. Кроме того, более высокий квартальный убыток по сравнению со средними прогнозами инвесторов связаны с увеличением списаний по данному делу на 200 млн. евро – именно на эту величину фактический убыток и превысил ожидаемый. В результате, после публикации отчета, акции, как это ни странно, выросли на 1.2%.
Стоит также понимать, что Volkswagen на сегодняшний день подмял под себя свыше половины всей автоиндустрии в Европе. Немецкому автогиганту принадлежат не только производители престижных автомобилей собственной в самой Германии – Porsche и Audi – но и целый ряд крупных компаний, разбросанным по всей Европе. Среди них – испанский Seat, чешская Skoda, шведская Scania, французский Bugatti, британский Bentley и ряд других. Общий оборот группы за 2014 год превысил 200 млрд. евро, и это больше, чем у крупнейшей на сегодняшний день по капитализации и чистой прибыли корпорации Apple. К чему я все это веду – тут скорее всего сработает правило «too big to fail” – слишком большой чтобы рухнуть. Иными словами, какое-либо сильное ухудшение финансовых показателей немецкого автогиганта крайне маловероятно. Действительно, сложно было бы представить, что немецкое Правительство вдруг позволило обанкротиться крупнейшему национальному автопроизводителю, который приносит в бюджет страны десятки миллиардов евро и обеспечивает работой сотни тысяч людей.
Теперь что касается собственно самого дизельного скандала. История эта получилась довольно мутная и какой-либо определенности в этом нет. Действительно – зачем наказывать компанию многомиллиардными штрафами, пусть это и иностранный производитель, только за нарушение неких экологических стандартов? С высокой долей вероятности такой результат стал следствием лоббирования своих интересов со стороны основных конкурентов как минимум на американском рынке (в частности таких гигантов, как GM или той же Toyota). Об этом же говорит и расплывчатая формулировка американского экологического агентства: «по подозрению в том, что производитель в течение нескольких лет подряд устанавливал на своих дизельных автомобилях специальное программное обеспечение, позволяющее обходить проверку уровня выброса вредных веществ». Я конечно не сторонник конспирологии или теории заговоров, но это действительно странно, когда в течение 8 лет соответствующие органы не замечают никаких нарушений, а потом вдруг заметят так, что взымают штрафы на 7 млрд. евро.
В общем и целом можно сделать вывод, что Volkswagen является, безусловно, стабильной и надежной компанией с отличныой репутацией, хорошими финансовыми показателями и огромными производственными мощностями. Несмотря на ряд конъюнктурных сложностей, все же стратегическая политика менеджмента автогиганта эффективная, и в среднесрочной перспективе все негативные последствия от нынешнего скандала будут нивелированы. Подводя итог, я бы посоветовал воспользоваться сложившейся ситуацией и прикупить подешевевшие акции эмитента, потенциал роста которых теперь составляет свыше 30% от ныншнего уровня.