Рейтинг страховщиков – это комплексный анализ деятельности страховой компании, который характеризует ее своевременное и полное выполнение своих обязанностей, а также финансовую устойчивость организации. Рейтинг разделяет компании на определенные группы.
Существует несколько вариантов рейтингов страховщиков. Основными являются: оценка надежности компании среди потребителей услуг и рейтинг финансовой устойчивости.
Рейтинг финансовой устойчивости
Такой рейтинг представляет собой обоснованное мнение специалистов о возможности страховщика производить выплаты по обязательствам, страховым полисам и другим договорам. Анализ финансовой устойчивости включает в себя следующие аспекты:
- Деятельность страховщика находится в зависимости от внешних отраслевых рисков. При анализе учитываются валютные, кредитные и политические риски. Кроме того, происходит оценка вероятности появления новых участников на рынке, а также анализ потенциальных убытков.
- Конкурентоспособность компании на момент анализа и перспективы развития. На этом этапе учитываются доля на рынке, темпы роста страховой премии, сеть дистрибуции и степень диверсификации компании.
- Анализ бизнес-стратегии и менеджмента, который включает в себя оценку квалификации сотрудников, операционного контроля, толерантность к риску и финансовую стратегию развития.
- Оценка степени способности ведения бизнеса, согласно выбранной стратегии. Анализируется также способность извлечения выгоды из своих преимуществ и работа над недостатками.
- Инвестиционная деятельность страховщика, а именно ее влияние на доходность компании. Учитывается способность управления рисками в области инвестирования, оценке активов, кредитные риски, ликвидность портфеля и управление бухгалтерским балансом.
- Анализ капитализации происходит с точки зрения достаточности вложений для ведения бизнеса на должном уровне.
- Анализ ликвидности исходя из трех источников: денежные потоки, портфель инвестиций и кредитные ресурсы.
- Качественная оценка финансовой гибкости предполагает анализ гипотетических потребностей страховщика.
- Уровень корпоративной системы менеджмента рисков.
При осуществлении анализа производится детальная оценка вышеперечисленных аспектов. По этим факторам анализируется любая компания-страховщик, независимо от ее географической расположенности.
Рейтинг надежности
Потребители достаточно субъективны при оценке страховщика. На их мнение могут оказывать влияние такие факторы, как: территориальная расположенность компании, стоимость полюса, компетентность агента, уровень обслуживания и др. Однако, эти аспекты не являются определяющими.
Главный аспект, по которому оценивается страховщик среди потребителей – надежность страховщика и его оперативное выполнение обязательств. Это значит, что страховая компания должна быть в состоянии производить выплаты в кризисной ситуации.
На рейтинг также влияет информация о страховщиках, находящаяся в свободном доступе. Это могут быть официальные сайты компаний, форумы, блоги, социальные сети и информационно-аналитические сайты.
Рейтинги, основанные на предпочтениях потребителей, субъективны. Любые отзывы и потребительский рейтинг надежности стоит воспринимать скептически, так как статистическими или экономическими данными они необоснованны. Для оценки деятельности страховщика целесообразнее обратиться к информации, которую предоставляют специализированные рейтинговые агентства.