Распространенное мнение о том, что экономика больна, теперь стало очевидной реальностью. Оптимизм и надежда на то, что все каким-либо образом само разрешится или улучшится, увядают с каждым днем. Это ощущение буквально витает в воздухе.
Опубликованные в пятницу экономические данные еще раз подтвердили, что экономика не просто не развивается, но и катится вниз.
Согласно отчетам Бюро трудовой статистики Министерства труда США, за прошлый месяц цены производителей снизились на 0,4%, а по сравнению с предыдущим годом упали на 1,6%. В этом нет ничего удивительного: рост доллара и ослабление спроса всегда негативно сказываются на оптовых ценах.
Предполагается, что сильный доллар вызовет увеличение спроса на импортные товары в США, но это не совсем так. The Wall Street Journal сообщает, что “впервые за десять лет импорт трех крупнейших американских портов уменьшался в течение двух месяцев подряд: в сентябре и в октябре”.
Ухудшающиеся показатели розничной торговли США также могут быть обусловлены снижением спроса на китайские товары. И, судя по последним событиям, именно это и происходит. Согласно данным Министерства торговли США, розничные продажи увеличились всего на одну десятую процента в октябре.
Розничная торговля на последнем издыхании
Как известно, потребительские расходы составляют 70% экономики США. Исходя из этого, на сектор розничной торговли приходится треть всех потребительских расходов страны, а две остальные трети - на сектор услуг.
Непривычно медленное увеличение трат на товары может означать большие траты на услуги. Средства, потраченные на услуги за этот год, составили 67,5% от общего объема потребления, что больше показателя 2014 года (66,6%). Это значит, что потребитель по-прежнему остается движущей силой экономики..
Реальный эффект от этой разницы в расходах останется неясным до тех пор, пока не будут опубликованы данные ВВП за последний квартал. Однако уже сейчас понятно, что нетерпеливый зверь по имени Уолл-Стрит расценивает это как последние мгновения жизни сектора розничной торговли. За нынешний год акции Walmart упали примерно на 32%. Хотя акции Target упали всего на 4,7%, с середины июля по настоящий момент они продемонстрировали колоссальный спад в 15%.
Аналитики Уолл-Стрит ожидают снижения квартальных доходов обеих компаний. Быть может, именно поэтому низкие доходы уже ударили по стоимости акций. Осталось только понять, насколько сильным оказался этот удар.
Трудности испытывают и некоторые из ведущих торговых компаний. К примеру, акции Macy’s с начала года упали более чем на 41%, а Nordstrom’s - на 26%.
Аферы, которые скоро вылетят в кювет
Другими словами, акции многих компаний розничной торговли уже вошли на медвежий рынок, упав на 20% или даже больше. Кроме того, акции, каким-то чудом еще не попавшие туда, в ближайшей перспективе,скорее всего, догонят своих товарищей по несчастью. Ведь никто не гарантирует того, что резкий скачок доходов ритейлеров в «Черную пятницу» в итоге не превратится в резкий спад.
«Согласно опросу, проведенному аналитическим агентством Conlumino, 45% покупателей в этом году планируют потратить в Черную пятницу меньше, чем в прошлом. Другие 24% потратят примерно столько же, тогда как только 18% планируют потратить больше. Оставшиеся 13% не участвовали в распродажах «Черной пятницы» в прошлом году и не собираются в этом».
Снижающиеся оптовые цены и слабый спрос в праздничные дни могли стать причиной дефляции. Так что очевидно, что ФРС США заинтересована не в понижении цен, а в их повышении.
Или, если быть точным, ФРС заинтересована в точных 2% инфляции, чтобы поощрить потребление, смазать шестеренки экономики и облегчить долговое бремя. Однако в экономике редко все идет по плану. Вместо инфляции ФРС может прийти к обратным результатам. Дефляция - их худший ночной кошмар.
При ней в экономике развивается цикл самовосстановления. Цены стремительно падают, а с ними падают и затраты, что ускоряет обнищание людей, компаний и правительства. С крахом бизнеса резко возрастает и уровень безработицы.
После мирового экономического кризиса ФРС, чтобы поднять цены, провела необычайно радикальную денежно-кредитную политику, последствия которой мы ощущаем до сих пор. Она привела к высоким ценам на активы и стагнации экономического развития. Принимая во внимание факт того, что около $4 трлн. долга были обращены в наличные деньги, ФРС, вероятно, еще поднимут ставку, чтобы побороть опасения следующей дефляции.
Отрицательная процентная ставка, взимаемая банком за хранение вкладов, и количественное смягчение, при которых ФРС создает деньги из ничего и отсылает всем чеки – просто аферы, и не более того.