Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее. Часть 1. Концепции и идеи

SpaceX не сразу строилась…

Сама идея преподнесения материала построена на хронологии событий и параллелях между тремя  проектами и внутренней жизнью Илона.  Почти 400 страниц прочитываются на одном дыхании, и хочется возвращаться вновь и вновь к некоторым главам.  На языке геймеров в тексте есть много «пасхалок», которые ярко вписываются в основной контекст повествования.  Например, головка сыра, которую купил Джефф Сколл, тот самый, который миллиардер  Ebay…в тему мышей в безграничный космос. Вообще, дух специфичности и своеобразности мелькает повсюду, книга раскрывает индивидуализм Маска и показывает, что, черт возьми, это теперь работает и весьма эффективно.  Та же история про Джима Кэнтрелла, к которому пришло предложение о  сотрудничестве по факсу со словами: «мне очень нужно с вами поговорить. Я миллиардер. И хочу начать космическую программу».

При этом основная идея проекта состояла в том, что согласно вычислениям Маска, он мог побить цены компаний, занимающихся запуском летательных аппаратов. Для этого следовало построить ракету среднего размера, которая удовлетворила бы потребности тех участников рынка, которым нужно отправлять в космос небольшие спутники и полезный груз для научных исследований.

Миссия SpaceX — стать Southwest Airlines космоса. Компания будет сама делать двигатели, а потом заказывать у поставщиков другие комплектующие ракет. Она опередит конкурентов испльзуя более высококачественные и дешевые двигатели, а также беспрецедентно быстрому и экономичному процессу сборки. Концепция подразумевает создание мобильной пусковой установки, которая сможет перемещаться в разные места, переводить ракету из горизонтального положения в вертикальное и посылать ее в космос без забот и хлопот. Предполагалось, что SpaceX настолько хорошо отладит этот процесс, что сможет делать несколько запусков в месяц и зарабатывать деньги на каждом запуске. Тогда ей не придется становиться крупным подрядчиком, зависящим от государственного финансирования. Компании в этой отрасли не испытывали особой конкуренции, поэтому они предпочитали производить очень дорогие и очень мощные ракеты. Они строили «Феррари» для каждого запуска, когда, возможно, подошла бы и «Хонда Аккорд». Важна задача действовать быстро, экономить и по максимуму использовать преимущества вычислительной техники и материалов, появившихся за последние двадцать лет. Будучи частной компанией, SpaceX могла избежать напрасных трат и перерасходов, которые часто возникают из-за государственных подрядчиков.

Возможно, стоит заметить, что у успешных аэрокосмических компаний тоже не все складывалось гладко. «Убедившись на собственном опыте, как трудно добраться до орбиты, я глубоко уважаю тех, кто благодаря упорному труду создал аппараты, благодаря которым сегодня в основном и возможны полеты в космос. SpaceX пришла надолго, и, несмотря на любые трудности, добьется своего».

Мечта об электричестве без ДВС…

Все хотят, да не у всех получается, поэтому лучше посмотреть на текущий рынок разработок и напитаться идеями, чтобы понять инфраструктуру и допускать меньше ошибок, взвешивая собственные риски. Так что были на тот момент хорошие разработки.

АС Propulsion. Лос-анджелесская компания, основанная в 1992 году, занимала передовые позиции в сегменте создания электромобилей. Tzero — вершина модельного ряда электромобилей АС Propulsion. Это был сборный электромобиль — кузов из стекло волокна на стальной раме. На момент показа широкой публике время разгона автомобиля до 60 миль в час (100 км/ч) составляло 4,9 секунды.

Потенциально быстрая, как молния, машина, способная сделать электромобили из чего-то скучного и медлительного объектом вожделения. Tzero был свидетельством жизнеспособности концепции, которую требовалось теперь воплотить в реальность.

Но адекватность и реальность иногда расходятся между собой. Иногда предлагают не совсем то, о чем думаешь…eBOX.

В США каждому, кто пытается создать автомобильную компанию, тут же напоминают, что последним успешным начинанием в этой отрасли был Chrysler, основанный в 1925 году. Разработка и производство машин с нуля сопровождаются многочисленными трудностями, однако все неудачи предыдущих попыток были связаны с отсутствием денег и технологий массового производства. Но чем больше партнеры изучали отрасль, тем больше они понимали, что крупные автопроизводители фактически уже не изготавливают автомобили сами

BMW не делает ни ветровые стекла, ни обивку, ни зеркала заднего вида. Крупные автомобильные компании сохранили у себя лишь исследования двигателей внутреннего сгорания, продажи, маркетинг и конечную сборку.

План создателей Tesla заключался в том, чтобы лицензировать для своего автомобиля технологии Tzero компании АС Propulsion и использовать ходовую часть спорткара Lotus Elise. Переговорив с целым рядом автодилеров, команда Tesla решила не продавать свой автомобиль через партнеров, избрав модель прямых продаж. Интерес к электромобилю проявили только венчурные фонды Compass Technology Partners и SDL Ventures, но и они не питали радужных надежд. Главный партнер Compass вложил достаточно много денег в NuvoMedia. Он сказал: «Наверное, это глупо, но я финансировал каждый автомобильный стартап за последние 40 лет, так что почему бы нет».


Tesla наняла несколько дизайнеров, чтобы они создали новый экс терьер Roadster. Процесс работы над дизайном стал для руководит лей Tesla еще одним открытием в мире автомобильного бизнеса. Модель завернули в блестящую майларовую пленку и откачали воздух, чтобы были видны контуры машины, игра света и тени. Затем серебристую модель перевели в цифровую форму, с которой инженеры могли бы работать на компьютере. Британская компания использовала цифровой файл для создания пластиковой версии автомобиля — так называемой «болванки» для тестирования в аэродинамической трубе.

В мае 2006 года первый инженерный прототип модели назвали ep1. Впечатление, произведенное на венчурные компании, было достаточно сильным, хотя инженерам и приходилось иногда вручную охлаждать автомобиль между тест-драйвами. Инвесторы наконец начали понимать долгосрочный потенциал Tesla. Маск дал еще 12 миллионов, к нему присоединились и другие инвесторы, включая венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. R Morgan, Compass Technology Partners, а также индивидуальные инвесторы — Ник Притцкер, Ларри Пейдж и Сергей Брин.

В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — ЕР2. До этого дня не было ни одного нормального электромобиля.

Справлялись с трудностями без лишнего пафоса и важности. Когда требовались корректировки, инженеры меняли часть программного кода и загружали обновления в автомобиль прямо на льду. BMW потребовалось бы собрать вместе три или четыре компании, которые обвиняли бы в проблемах друг друга. Tesla исправляли все сами. В рамках другой тестовой процедуры Roadster нужно было поместить в охлаждающую камеру, чтобы проверить, как машина поведет себя в условиях сверхнизких температур. Не желая платить по заоблачным ценам за аренду одной из подобных камер, инженеры Tesla наняли грузовик для доставки мороженого с большим прицепом-рефрижератором. Roadster въехал в рефрижератор, а инженеры облачились в теплые куртки и приступили к работе над автомобилем.

Tesla пыталась снять офис в Детройте. Владелец здания запросил записи финансового аудита Tesla за семь лет, хотя Tesla все еще являлась частной компанией. Затем вла делец здания захотел получить предоплату за два года. На банковском счету Tesla было около 50 млн долларов, и она легко могла купить здание целиком.

Tesla постепенно взрослела как автопроизводитель, хотя и не искоренила буйные детские выходки стартапов. Во время одной из прогулок по заводу на подъемнике автомобиль стоял Smart производства Daimler. Это был небольшой побочный проект Маска, который хотели узнать, каким будет электромобиль на базе Smart. Благодаря этому проекту компания Daimler приобрела 10-процентную долю в Tesla.

Маск развил бурную публичную активность, чтобы уменьшить уровень негатива, царившего в прессе вокруг Tesla. Появились упоминания об автомобиле под кодовым названием WhiteStar (кодовым именем Roadster было DarkStar). Но и с Roadster было не все гладко. 

Любую проблему, вроде подгонки углеволоконных панелей кузова Roadster, Маск решал в лоб. Он полетел в Англию на своем самолете, чтобы забрать новые обрабатывающие инструменты для кузовных панелей, и лично доставил их на французский завод, чтобы в производственном графике Roadster не было простоев.

Суть концепции заключалась в реализации программы сокращения издержек, работа по субботам и воскресеньям, полная отдача проектной работе. Но такие условия труда казались лучшим вариантом, чем проведение выходных дней после банкротства компании. Цену каждой детали следовало знать с точностью до цента и иметь аргументированный план снижения стоимости.

Но стоит сказать, что Маск всегда был готов выслушать обоснованное, тщательно взвешенное мнение и поменять свою точку зрения, если для этого найдутся веские доводы.

Во второй части поговорим о WhiteStar, SCTY, TSLA и о том как будет строиться рынок автомобилей, космоса и энергии света, рассмотрим графики акций двух компаний, вспомним прошлые посты и освежим в памяти историю Tesla в моей жизни.

  • Tesla Roadster
  • TSLA
  • SolarCity
  • SCTY
  • SpaceX
  • musk
  • Илон Маск: Tesla
  • SpaceX и дорога в будущее
  • random9
  • ebox
  • ep1
  • ep2
  • rosenmotors
  • tesla model x
  • tesla model s
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP