Технологические стартапы, стоимость акций которых составляет $1 млрд. и больше, в сфере трейдеров получили интересное название "единороги" за свою редкость и загадочность, подобную этим мистическим существам. Однако в последнее время их становится все больше.
Согласно данным CB Insights, по состоянию на 2015 году рынок насчитывает 145 стартапов-единорогов, суммарная стоимость акций которых составляет $508 млрд. - цифра весьма впечатляющая. Поэтому в связи с появлением стартапов, стоимость которых превышает уже $10 млрд., в речь трейдеров постепенно входит новое слово - "десятирог" (англ. decacorn).
Ничем не напоминает пузырь? Если нет, то стоит присмотреться повнимательнее.
Ниже представлены 3 фактора, способных в скором времени подрезать крылья парящим в небесах расплодившимся единорогам и их более пухлым собратьям.
Перекачанные стартапы откладывают IPO
Несмотря на колоссальную рыночную стоимость и сильному доверию инвесторов, технологические стартапы в своей массе не торопятся проводить IPO. В одной из своих недавних статей The Wall Street Journal, сославшись на исследование Renaisance Capital, написали, что вышедшие в 2015 году на первичный рынок технологические компании составили лишь 11% от общего числа ново-пришедших, что является относительно низким показателем. И это весьма странно: например, оценочная стоимости Uber перевалила за отметку в $50 млрд. и вот-вот составит $68 млрд.
На фоне таких рекордных показателей назревает вполне закономерный вопрос: почему же ни один из этих успешных стартапов не размещает свои акции на открытом рынке? Недавно CNN сообщили, что основатель и генеральный директор Uber Трэвис Каланик заявил, что в ближайшее время не планируют проводить IPO своей компании, поскольку считает, что она "еще не до конца сформировалась".
Недавно руководитель фонда венчурных инвестиций Google Ventures Билл Мэрис назвал такое поведение "стремлением любыми средствами отсрочить выход на открытый рынок".
Одна из причин нежелания стартапов проводить IPO может заключаться в том, что в нынешней экономической среде, характеризующейся низкими процентными ставками, единорогам не составляет труда привлекать инвестиции. Кроме того, компании, откладывающие проведение IPO, на какое-то время избавляют себя от необходимости публиковать финансовую отчетность. Не стоит забывать, что нахождение на частном рынке позволяет стартапам держать в секрете свою истинную стоимость и даже спекулировать на этом.
Публичные компании делятся информацией о своем состоянии посредством публикации финансовых отчетов и занесения своих акций в списки фондовых бирж. Частные компании, напротив, предоставляют весьма скудную информацию о себе, а их методы оценки остаются скрытыми от глаз публики.
Именно поэтому реальная стоимость акций стартапа раскрывается только при их выходе на открытый рынок, где они подвергаются влиянию волатильности и рыночной дисциплины. Совершая IPO, компания рискует встретиться со слабым интересом к себе со стороны биржевых игроков, и ее надутые акции могут в одночасье лопнуть подобно пузырю, превращая жизнерадостного и полного сил единорога в мертвого. Один из партнеров фирмы Revolution Ventures Дэвид Голден в своем интервью издательству The Seattle Times заявил, что "ликвидный рынок является лучшим средством выявления истинной стоимости акций как в момент IPO, так и в момент продажи бизнеса".
Очевидно, что не каждый единорог способен пройти суровую проверку рынком, так что у основателей некоторых из них просто нет выбора, кроме как оставаться в тени.
Вот, что следует из отчета CB Insights:"среднестатистический стартап умирает за 20 месяцев после увеличения финансирования; кроме того, начиная с 2010 года, 70% мертвых технологических компаний приходится на сектор Интернета".
Данные о финансовом состоянии стартапов не разглашаются
Всевозможные фонды и международные компании, до отказа набивающие стартапы деньгами в надежде поучаствовать в становлении нового Facebook, делают весьма проблематичной оценку их реалной стоимости. Согласно отчету PwC, в 2014 году общий объем вложенных венчурными инвесторами средств в эту область составил $48.3 млрд., что на 61% больше, чем в 2013. Данные о денежных потоках таких размеров это информация, которая зачастую не подвергается вообще никакой огласке. Именно реальная стоимость компаний привлекает внимание регуляторов, они пристально следят за тем, по каким принципам оцениваются стартапы и насколько их стоимость соответствует реальной.
Повышение процентных ставок - огонь, вода и медные трубы для единорогов
Потоки инвестиций, стекающиеся к стартапам со всех сторон, отчасти можно объяснить существующей монетарной политикой, поскольку единороги прекрасно чувствуют себя в условиях низкой процентной ставки.
В 2009 году, когда правительство США решило понизить процентные ставки и ввести в обращение новые деньги, такие компании как Uber (2009 год) и Snachat (2012 год) еще либо не существовали, либо находились в зарождающейся стадии. С того момента прошло без малого семь лет, за которые избалованные стартапы успели пожать все плоды идеальной предпринимательской среды: это и низкая стоимость кредитов, и низкие процентные ставки, и заметно усилившийся аппетит инвесторов, жаждущих большей прибыли в обмен на больший риск. Хорошо известно, что условиях нейтральной процентной ставки большинство вкладчиков быстро охватывает алчность.
Однако повышение ставок может в короткие сроки умерить их аппетит и безрассудство, что станет еще одной проверкой на прочность для каждой компании. В условиях увеличенной ставки инвесторы, старательно лепившие единорога, скорее всего, будут первыми, кто начнет растаскивать его на куски.