Коэффициент полноты поиска

Коэффициентом полноты поиска (recall ratio) называется такой показатель, который характеризует отношение обнаруженных релевантных документов к общему числу релевантных запросу документов.

Что подразумевается под полнотой поиска?

Поиск в интернетеЛюбой потребитель информации (а это каждый из пользователей интернета) заинтересован в рассмотрении только тех документов, которые способны удовлетворить его потребность в сведениях по конкретной теме. Наиболее яркий пример – проверка оригинальности контента. Если найдется хотя бы один документ, подтверждающий, что контент не является оригинальным, дальнейший анализ уже не имеет смысла. Другой пример – поиск наибольшего числа релевантных теме документов, с которыми исследователь должен ознакомиться, прежде чем приступать к научной работе. В этом случае одного документа будет недостаточно.

Способность системы удовлетворить требования пользователя в обоих вышеописанных примерах называется полнотой поиска. Если полнота поиска недостаточна, контент (по первому примеру) будет ошибочно принят за оригинальный – система при проверке просто пропустит схожий документ.

Показатели полноты поиска

Коэффициент полноты поиска – ключевой показатель поисковой системы. Для вычисления этого показателя используется следующая формула:

ИПС = 100 * (R / C)

В рамках этой формулы литерой R обозначается число обнаруженных релевантных документов, литерой C – общее количество документов, которые имеют отношение к теме запроса.

Допустим, мы знаем, что в системе есть 10 документов, релевантных теме, но в процессе поиска мы сумели обнаружить только 8 из них. В этом случае принято говорить, что коэффициент полноты поиска составляет 80% (8 / 10).

Показателем, обратным коэффициенту полноты поиска, называется коэффициент потери информации, который считается так:

КПИ = 1 – ИПС

По нашему примеру 20% информации оказалось потеряно.

В реальных поисковых системах значение коэффициента полноты поиска, как правило, не выходит за пределы диапазона 0.7 – 0.9.

Проблемы и роль коэффициента полноты поиска

Нередко по запросу выходят тысячи или даже сотни тысяч релевантных документов, однако, содержание многих из них практически идентично – пользователь может полностью удовлетворить потребность в информации, изучив 2-3 документа, а дальнейшее изучение приведет только к потере времени. В обратной ситуации пользователь может не обнаружить необходимой ему информации даже при высоком значении коэффициента полноты поиска (если тема недостаточно изучена). Все это позволяет считать коэффициент полноты поиска второстепенным показателем, не играющим особой роли при непрофессиональном поиске.

Другим аргументом, подтверждающим невысокую значимость коэффициента полноты поиска, является то, что мы можем добиться 100%-ного значения, вообще не вводя запроса, а последовательно просматривая все имеющиеся в фонде документы.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • коэффициент полноты поиска
  • как рассчитать коэффициент полноты поиска
  • полнота поиска

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP