Снижение российского фондового рынка всегда рискует затянуться, и этот день не исключение.
Выручка Газпрома
Нынешнее падение акций Газпрома (GAZP) - прямое следствие заморозки тарифов естественных монополий, к которым относятся нефтепроводы, газ, свет и железные дороги.
Газпром в этом году столкнулся со снижением продаж газа в натуральном выражении на 9%, но наращивал выручку в РФ в годовом исчислении благодаря повышению цен на 15%. Без повышения цен о росте выручки речи и быть не может. Выпадающую выручку можно оценить в 168 млрд рублей, если сравнивать с потенциальной выручкой при 15%-м повышении тарифов, и в 56 млрд рублей, если учесть, что повышение тарифов уже планировали затормозить до 5%. Строго говоря, нас интересует первый показатель, потому что эта выручка всё равно выпадет, но просто 56 млрд из 168 млрд рублей уже должны быть учтены в котировках рынка. Соответственно, акции Газпрома не учитывают ещё 112 млрд рублей. На 23,6 млрд акций Газпрома это 4,74 рубля. Именно столько должны скинуть акции естественной монополии со вчерашнего уровня закрытия для того, чтобы отражать справедливую рыночную стоимость.
Акции Транснефти и Россетей
Заморозка тарифов означает, что масштабы их повышения в 2014 году, ожидавшиеся первоначально на уровне 15% и скорректированные до 5%, будут нулевыми.
Заморозка тарифов естественных монополий произведёт грандиозное воздействие на российский
фондовый рынок в целом.
Выпадающая выручка Россетей - 106,8 млрд рублей. На 57,6 млрд акций MRKH это 1,85 рубля. Транснефть недополучит 117 млрд рублей. На 1,55 млн акций TRNFP при рентабельности 24% это порядка 18 тысяч рублей упущенной чистой прибыли.
Российский фондовый рынок под влиянием кризиса экономики
Кроме того есть достаточно сильная проблема сокращения экономического активности в целом вследствие ожидаемого уменьшения бюджетных расходов на 5% с 2014 по 2016 годы, сокращения госзакупок на 3% в 2016 году, приостановки индексации зарплат бюджетников и военных на 2014 год.
У рынка нет доверия к выбранным методам управления экономикой и есть страх перед возможной рецессией. Интересно, что текстовая часть документов минфина подразумевает сокращение расходов на 5%, а расчёты, похоже, делались на основе прогнозов 10%-ного уменьшения. Показательно, что когда кризис отступит в 2016 году, государство всё равно не намерено увеличивать инвестиции. И то и другое лишь усугубляет подозрительность крупного капитала по отношению к диктату наиболее реакционных и консервативных политических кругов в адрес естественных монополий.
"Жирным игрокам" не нравится тот факт, что в меню увеличение дефицита бюджета на 0,1% к ВВП в 2014 году и на 0,5% к ВВП в 2015 году вследствие ухудшения несырьевого сектора. На 2014 год намечена мобилизация нефтегазовых доходов, благодаря которой удастся поддержать
дефицит бюджета в пределах 68,4 млрд рублей, на 2015 год - дефицит уже 1,1% от ВВП, 874,8 млрд рублей.
Думается, что в ближайшем будущем
российская экономика столкнётся с проблемой повышения производительности труда. При выбранном методе сокращения расходов управление экономикой превратится в настоящую головную боль. Единственным путём поддержания экономической активности является стимулирования развития несырьевого сектора и принуждение его к всяческому ускорению роста. Возможно, по принципу "Работать надо - винтовка рядом!"