Европейский аэрокосмический гигант Airbus представил недавно свой секретный проект летающего автомобиля, который получил название Вахана (Vahana). Это автономный однопилотный аэромобиль, способный не только вертикально взлетать, но и вертикально садиться.
Концептуальное изображение Ваханы выглядит знакомым каждому, кому интересна тема развития летающих автомобилей. У этого аэромобиля восемь роторных двигателей - по два на каждом из четырех крыльев. Крылья могут менять наклон в зависимости от того, по вертикальной или по горизонтальной траектории осуществляется полет. В кабине, верх которой складывается и раскладывается, предусмотрено место всего для одного пассажира. Самолет предполагается использовать в качестве такси. Интернет-издание CNN Money сообщает, что это будет воздушная версия службы такси Uber.
Проект по созданию аэромобиля-такси был запущен в начале 2016 года. Он представляет собой первое из начинаний интеллектуального подразделения Airbus в Силиконовой Долине. Данное подразделение получило название "А-куб". Генеральным директором стартапа является Роден Лиасофф (Rodin Lyasoff). А вообще, "Вахана" - это древнее санскритское слово. Это некий загадочный объект или даже живое существо, которое боги использовали как транспортное средство. По словам Лиасоффа, в проекте, выполняемом "А-куб", ничего мифического нет. Он прочно опирается на реальность.
"Помимо разработки самого транспортного средства ", - пишет Лиасофф в блог-платформе Medium , - "мы стремимся значительно продвинуться в области ключевых технологических аспектов и внести свой вклад в развитие практики урегулирования вопросов сертификации и эксплуатации автоматизированных воздушных средств передвижения. Мы нацелены на то, чтобы иным образом развивать экосистему, которая поможет воплотить в реальность вертикальные города будущего".
Напомним, что Airbus является одним из основных конкурентов американской компании Boeing. Самой большой популярностью в мире у Airbus пользуется большой "двухпалубный" лайнер A380. В разработке летающих автомобилей тоже существует конкуренция. Однако, если судить по готовым образцам, то, например, аэромобиль, созданный французской компанией Toulouse, не следует какой-то высокой технологической концепции. Не заметно, что его разработчики хотели воплотить некую нереальную с точки зрения авиации идею.
Роден Лиасофф обещает , что его команда инженеров-разработчиков и специалистов-робототехников изготовит полноразмерный прототип до конца 2017 года. Демонстрационная модель, которую уже можно будет запускать в производство, будет готова к 2020 году.
Летающие автомобили будоражат воображение человечества на протяжении долгих десятилетий . Однако акцент на создание личного транспортного средства, которое будет способно передвигаться и по скоростным трассам, и по воздуху, был сделан этим летом, когда оказалось, что соучредитель компании Google Ларри Пейдж (Larry Page) финансирует несколько стартапов, занимающихся созданием летающих автомобилей -Kitty Hawk и Zee.Aero. Не секрет, что есть много других компаний, которые работают над своими прототипами, хотя некоторые из разработок, вероятно, нельзя квалифицировать как летающие автомобили. Это просто маленькие персональные летательные аппараты, в то время как другие концепты выглядят как "дроны на стероидах".
Тот факт, что летающие автомобили ассоциируются с далеким и недостижимым будущим, это не ошибка. С аэромобилями связано много факторов, которые делают эти транспортные средства не практичными, неосуществимыми и даже неправильными. Воздушное пространство в Северной Америке и Европе находится под жестким контролем. Для любой компании получение разрешения на коммерческий рейс, особенно в насыщенной транспортом городской среде, становится чрезвычайно сложной проблемой. А идея автономного самолета, вероятно, покажется большинству пассажиров неким рецептом катастрофы.
Лиасофф настаивает на том, что беспилотные летающие автомобили являются труднодостижимой мечтой именно из-за существующих правил. Чтобы приблизить эту мечту к реальности, правила, регулирующие вопросы воздушных перевозок, должны быть изменены. Плюс к этому необходимо учитывать тот факт, что производство самолетов-роботов обходится дешевле.
"Полная автоматизация также позволяет нам делать наши самолеты настолько маленькими и легкими, насколько это возможно. За счет этого производственные затраты могут быть значительно снижены," - говорит Лиасофф. Стоит отметить, что на случай непредвиденных обстоятельств Вахана сможет благополучно приземлиться с помощью "баллистического парашюта, который работает даже на малых высотах".
Открыть счет для торговли акциями высокотехнологичных компаний