BP (British Petroleum): превращение нефтяной компании в энергетическую

Взрыв на «Глубоководном горизонте»Джордан служил в Береговой охране всего пару месяцев. Пока дела шли не очень. Коллеги смотрели косо, дорога к месту работы была неблизкой, а непривычные ночные дежурства и вовсе выбивали из колеи. Вот и сегодня он выходил в ночь. Мать собрала ему в дорогу несколько сэндвичей и, пожелав хорошего дня, привычно потрепала по щеке своего уже переросшего на две головы сына.

Рыжий добродушный толстяк Ларри скучал за своим столом:

- «Ну что, Джордан, ты сегодня наконец-то расскажешь мне про свою подружку», пробурчал он и начал шарить в верхнем ящике стола, пытаясь нащупать сигарету. Сигареты закончились уже месяц назад и Ларри наивно полагал, что если он не станет покупать новую пачку, будет легче забыть о привычке.

- «Пошли покурим, дружище!» , - Обратился он к Джордану, сразу сменив шутливый тон на «преданно-просительный»

Они вместе вышли на улицу и пошли в обход здания. Воздух был свежий, уже стемнело и от воды шел приятный запах. Ларри начал что-то рассказывать, смеясь над собственными словами, то и дело, останавливая молодого коллегу, размахивая руками, и смешно тараща глаза, как внезапно лицо его застыло и он уставился в сторону моря:

«Посмотри-ка, Джо, что там происходит, там же столб дыма... наверняка горят, да глянь» - показывал он в сторону залива.

Вдалеке поднимался высокий столб дыма, было видно, что горит нечто огромное. Мужчины бросились в помещение. А внутри уж разрывались телефоны, один из диспетчеров повернул к ним бледное лицо и срывающимся от волнения голосом заявил:

«Кажется, горит нефтяная платформа BP...»

Уильям Нокс Д’Арси

Уильям родился 11 октября 1849 года в семье адвоката. С 1863 по 1865 год он учился в лондонской Вестминстерской школе. В 1866 году вся семья переселилась в австралийский город Квинсленд. Уильям решил пойти по стопам отца и в 1872, после изучения юриспруденции, он успешно сдал экзамены на адвоката. В 1882 году он, в качестве юриста, принял участие в организации синдиката, осуществляющего добычу золота. Спустя 4 года данная организация преобразуется в акционерное общество - Mount Morgan Goldmining Corporation, Уильям становится акционером. Стоимость ценных бумаг очень быстро начала расти, сделав Д’Арси миллионером. Он отошел от дел, приобрел себе шикарный особняк и вел праздный образ жизни, так сказать, ни в чем себе не отказывая. Однако, со временем доходы у компании начали падать и Уильяму пришлось искать новый источник дохода.

На одном из светских мероприятий, бывший посол Великобритании в Персии – Генри Вольф, советует Д’Арси заняться поисками нефти на территории  этой страны. И уже в мае 1901 года Уильям подписывает с шахиншахом Персии Музаффар-ад-Дин Шахом и его министром Мохассадом Голи Мадждом договор, исходя из которого следует, что он за 20 000 фунтов стерлингов получает концессию на 60-летние исследования на территории Ирана, при этом ему доступны 75% территории. К слову, 10% акций ещё не основанной компании, занимающейся поиском нефти, принадлежат Ирану, а после окончания этого срока (60 лет) вся компания должна была перейти в собственность страны.

Уже к 1906 году Д’Арси потратил на поиск нефтяных месторождений около 250 000 фунтов стерлингов. И все безрезультатно. Акции Mount Morgan Goldmining Corporation, которые и так упали в цене, он заложил, новая фирма была на грани банкротства. Вскоре начались переговоры с семьей Ротшильдов о продаже компании. Однако фирму выкупила  «Бирма ойл компании» (основана в Глазго, 1896 год). Уильямс получил 170 000 акций и некоторую, оставшуюся неизвестной, сумму денег наличными. Бирма ойл потратила на поиски персидских нефтяных месторождений еще 100 000 фунтов стерлингов, однако за первые годы ничего найти не сумела. Лишь спустя 3 года после покупки, 26 мая 1908 года, в юго-западной части Персии, Бирма ойл на глубине в 360 метров обнаружила нефть. Потом, как оказалось, это было крупнейшее в мире нефтяное поле.

Англо-Иранская нефтяная компания (British Petroleum)

Англо-Иранская нефтяная компания (British Petroleum)В апреле 1909 года для добычи и продажи иранской нефти была создана Англа-Иранская  нефтяная компания, которую в конечном итоге переименовали в BP. К слову, в новой организации Бирма ойл владела 97% акций, остальными 3% владел лорд Страктон, который являлся первым председателем компании. Д’Арси занимал «почетный» пост директора, однако, повлиять на что-либо он уже не мог.

Дальнейшими поисками месторождений занимался Чарльз Гринвэй, который в 1910 году стал директором компании, а в 1914 – председателем. В том же году у предприятия начались финансовые трудности, так как рынок сбыта уже принадлежал конкурентам. Американские и европейские производители во всю продавали индустриальные масла, а рынок топлива и вовсе находился в зачаточном состоянии. Чтобы «устоять на ногах»  и не попасть под воздействие Royal Dutch Shell, Гринвэй пошел на взаимовыгодное сотрудничество с Британским правительством.

После окончания Первой мировой войны, компания взяла курс на расширение и покоряла «новые горизонты» в течении 10 лет. Также были осуществлены некоторые нововведения. Например, бензин стали расфасовывать в двухгалонные баки. Компания начала продавать свою продукцию и в Иране, и в Ираке. Была создана международная цепь морских станций (бункеровки). В 1926 году начата продажа авиационного топлива. Деньги вкладывались в строительство небольших заводов по перегонке нефти, например открылись заводы в Иране, Южном Уэльсе, Шотландии, кроме того компании принадлежала большая часть нефтеперегонного завода во Франции.

Все эти мероприятия положительно влияли на бизнес-структуру Англо-Иранской нефтяной компании. И если изначально 80% активов компании приходились на месторождения в Персии, то уже ближе к 1917 году половина капитала компании была сосредоточена в танкерном флоте и системе дистрибуции.

Весьма положительно на рост компании повлияло развитие автомобилестроения в мире. Если в 1921 году бензоколонок с логотипом предприятия было всего 69, то уже через 4 года их количество выросло до шести тысяч.

После Второй мировой войны компания взяла курс на внедрение  в нефтехимическую отрасль. А 1947 году компания подписала соглашение с Distillers, и стала называться British Hydrocarbon Chemicals.  В 1961 году в Баглан Бэй (Южный Уэльс) был построен второй нефтехимический комплекс.

Конфликт BP с Востоком и смещение на Запад

Постоянные конфликты на Ближнем востоке, а также процесс национализации нефтяной промышленности в Иране привели к тому, что был создан консорциум нефтяных компаний.  К 1954 году компания была переименована в British Petroleum Company, и ей принадлежало 40% акций объединения.

Как раз в этот период BP приобрела во Франции (г. Дюнкерк) завод по производству смазочных материалов и уже через несколько лет они стали пионерами в области производства всесезонного масла в Европе, которое называлась BP Visco Static.

Чтобы освободить компанию от влияния восточных «друзей» British Petroleum начинает поиск месторождений в западном полушарии. Развитию компании весьма поспособствовало открытие крупных месторождений углеводорода на Аляске и в Северном море. Также, в 1965 году было найдено газовое месторождение Вест Соул, работу на котором начали через два года. Также значимым событием было открытие в 1970 году нефтяного месторождения Фортис (Великобритания)

1970-80 годы были сложными для компании, так как цены на нефть падали. В 1979 году были национализированы активы компании в Нигерии, также уменьшились поставки из Кувейта. К слову, вся нефтяная индустрия терпела убытки, однако, благодаря широкой инвестиционной деятельности за границами Среднего Востока, British Petroleum продолжала «стоять на ногах».

1980 год  - начало разработки огромного количества газовых и нефтяных месторождений в Северном море. Среди них, в водах близь Великобритании можно отметить Магнус – 1983 год, месторождение газа Вилледж – 1988, Миллер  - 1992 год и Брюс – 1993 год. Также работы велись и в Норвежских водах: 1986 год – Ула, 1990 год – Гида.  Кроме того, на Аляске начали строительство Трансаляскинского нефтепровода, продолжительностью в 800 миль, это дало возможность начать работу в месторождении Прудо Бэй в 1977 году.

Еще спустя три года начались работы на месторождении Купарук, а в 1987, после приобретения месторождения Эндикот, стартовала первое безостановочное коммерческое производство нефти в прибрежных областях Арктики.

Кроме того, еще в середине 1970-х годов, предприятие начинает инвестировать и в другие отрасли производства. Ее интересуют информационные технологии, добыча минералов, пищевая промышленность, предметы личной гигиены, угольный бизнес.

1987 год стал значимым для компании еще и по причине покупки BritOil и Standard Oil. Также в1990-х годах British Petroleum присоединила Amoco, Castrol, Aral и ARCO.

В 1989 году компания взяла курс на заботу об окружающей среде. Стараясь убедить общественность в том, что они заинтересованы в развитии здравоохранения, руководство British Petroleum поменяло логотип, взяв за основу зеленый цвет.

Руководство BP и деятельность компании

Руководство BP и деятельность компанииКарл-Хенрик Сванберг – председатель совета директоров, он также является председателем совета директоров концерна Volvo, а главный управляющий – Роберт Дадли.

Бывший управляющий компании – лорд Джон Браун, был вынужден покинуть свой пост в связи со скандалом сексуального характера, еще в начале мая 2007 года.

Компания занимается добычей нефти и газа в самых разных точках нашей планеты. Работы ведутся как на суше, так и на шельфе. По некоторым данным запасы в разведанных месторождениях BP составляют более 1,4 миллиарда тонн жидких углеводородов и 1,25 триллиона кубических метров природного газа.

BP работает в нефтехимической и нефтеперерабатывающей областях, владеет одноименной сетью АЗС, также производит масло под маркой Castrol.

Компания владеет долями в 10 газопроводах и 5 регазификационных терминалах, которые расположены в Северном море. BP принадлежит 47% от газопровода на Аляске и несколько терминалов для сжиженного природного газа в Мексиканском заливе.

Стоит отметить, что у BP имеется подразделение BPSolar, специализирующееся на производстве и установке фотоэлектрических элементов.

В настоящее время компания занята и в области водородной энергетики, BP устанавливает заправочные станции на водороде, участвует в различных мероприятиях, посвященных исследования и разработкам в этой области.

BP в России

До весны 2013 года в России, BP была совладельцем нефтяной компании THK-BP. Все автозаправочные станции, на которых красовались буквы BP, были их собственностью.

В 2008 году, президент и генеральный директор компании Роберт Дадли, покинул свой пост из-за разразившегося серьезного внутреннего конфликта. В 2011 году BP и российская нефтяная компания Роснефть начали переговоры о создании совместной организации, которая займется разроботкой шельфовых нефтегазовых месторождений Карского моря. При этом Роснефти будет принадлежать 66,67%,а BP – 33,33%, кроме того компании договорились об обмене акциями, по предварительному соглашению, российская компания должна была получить 5% акций BP, а британская   - 9.5% ценных бумаг Роснефти.

Мнения по поводу «союза» двух организаций сразу разделились, например, уполномоченный представитель инвестиционного банка Barclays Capital высказала, что это свидетельствует о взаимном доверии сторон. Журналисты солидного британского издания The Economist, говорили о «скупке краденного», отмечая, что в суде находятся многомиллиардные иски акционеров «Юкоса» к правительству России, которые на самом деле принадлежат британской BP.

Подписание договора состоялось 26 января 2011 года в Давосе.

ТНК- BP поспешила отреагировать на сделку бурной критикой. К слову, в ТНК- BP 50% принадлежит британской BP, а вторая половина консорциуму ААР, состоящему из «Альфа-групп», «Access Industries» и «Ренову». Итак, ТНК- BP, заявила что по условиям соглашения, подписанного ранее, британская компания BP должна была отдать им акции Роснефти, а не оставлять их в собственном пользовании. На что глава ВР ответил, что в этом «союзе», основная цель – разработка подводных месторождений, в то время как ТНК- BP работает преимущественно на суше.

Через некоторое время российские акционеры ТНК- BP подали иск в Лондонский суд, и, заодно, приняли решение заблокировать выплату дивидендов в размере 1,8 миллиарда долларов.

Стокгольмский арбитражный суд 24 марта 2011 года постановил, что сделка между BP и Роснефтью не может быть заключена. Стороны пытались прийти к соглашению, однако найти компромисс не удалось и в середине мая стало понятно, что сделка сорвана окончательно.

22 октября 2012 года Роснефть договорилась с представителями ТНК- BP о покупке последней. По предварительному соглашению BP должна была получить за свою долю 17,1 миллиард долларов и 12.84%  ценных бумаг Роснефти, а консорциум AAR – 28 миллиардов долларов, при этом обе сделки были совершенно независимыми.

21 марта 2013 года ТНК- BP полностью стала собственностью компании Роснефть, а она, в свою очередь, передала 19,75% акций британской BP.

Взрыв на «Глубоководном горизонте»

Взрыв на «Глубоководном горизонте»R&B Falcon вошла в состав Transocean Ltd  в 2001 году. В этом же году они спустили на воду полупогружную нефтяную платформу сверхглубоководного бурения -  «Глубоководный горизонт» (Deepwater Horizon). Платформа была изготовлена южнокорейской судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries.

Платформу сдали в аренду сроком на три года, в июле 2001 года она была установлена в Мексиканском заливе. Спустя три года аренду продлили снова, сначала до 2010 года, а потом и до сентября 2013 года.

Именно в феврале 2010 года и начались работы, на ставшем в последствии известном на весь мир,  месторождении Макондо (80 километров от побережья штата Луизиана, Мексиканский залив). Лицензию на разработку данного участка BP приобрела в марте 2008 года на аукционе, чуть позже 25% было продано Anadarko и 10% дочерней компании Mitsui – MOEX Offshore 2007 LLC.

Взрыв на  «Глубоководном горизонте» произошел 20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени. Blair Doten, старшина Береговой охраны США, описывает это происшествие следующим образом: «Лучше всего описать это как большое грибовидное облако, как если бы взорвалась бомба»

После взрыва сразу же начался пожар, который пытались потушить пожарные суда, но ничего не получалось, столб дыма поднялся на высоту в 3 километра. 36 часов пламя не утихало, 22 апреля нефтяная платформа «Глубоководный горизонт» пошла ко дну.

В момент аварии на платформе присутствовало 126 человек. В основном, это были сотрудники Transocean Ltd, несколько человек от BP, Anadarko, Halliburton.

115 человек удалось эвакуировать,  среди них 17 были с ранениями различной степени тяжести, 11 человек пропало без вести.

Выход нефти продолжался 152 дня, за этот период, с апреля по сентябрь – вытекло около 5 миллионов баррелей нефти. По первоначальным оценкам специалистов, предполагалось, что за сутки в воду попадало 1000 баррелей нефти, но уже к концу апреля эта цифра выросла до 5000.

Одним из сенаторов от Демократической партии США был оглашен внутренний документ компании BP (июнь 2010 года), из которого следовало, что каждый день из скважины вытекает 100 000 баррелей нефти, тогда как правительство предполагало, что выброс нефти в сутки составляет 60  000 баррелей.

После обнародования этих данных, официальный представитель от BP Тоби Одоун напомнил, что недооценки розлива нефти не было, так как Кен Салазар (Министр внутренних дел США),  еще в мае 2010 года сообщил, что объемы утечки могут достигать 100 000 баррелей в сутки.

В августе 2010 года объем составил 80 000 баррелей за 24 часа, и ее почти полностью удавалось собрать специальными заглушками (куполами) и судами.

Между тем, нефтяное пятно достигло размеров в 75 тысяч квадратных километров.

23 апреля 2010 года было зафиксировано, что площадь нефтяного пятна занимает 250 квадратных километров, к концу апреля 2010 года данные изменились: нефтяное пятно достигло в окружности 965 км. Теперь оно располагалось в 34 км от побережья штата Луизиана.   Уже вечером этого же числа, оно достигло устья реки Миссисипи. В мае 2010 года нефть обнаружили на острове Фримейсон (архипелага Шанделур), который, к слову, входит в список  старейших заповедников США.  В июне 2010 года жители города Пенскала (штат Флорида) обнаружили нефть на своих «самых белых пляжах», а уже к концу июня «черное золото» добралось и до пляжных участков города Билокси (штат Миссисипи). 6 июля по той же причине пострадали пляжи городов Галвестон и Техас-Сити (штат Техас), так ж было загрязнено крупнейшее озеро Пончартрейн (штат Луизиана).

Кроме этого специалисты обнаружили многочисленные подводные шлейфы нефти. Например, в мае 2010 года стало известно о шлейфе размерами до 16 километров в длину, и до 5 километров в ширину. Толщина подводного пятна составила 90 метров. Уже к августу 2010 года размер данной утечки достигал 35 километров в длину на глубине 1100 метров. Исследователи брали из шлейфа пробы. По данным комиссии в одном литре содержалось 50 микрограмм нефтяных углеводородов.

Последствия аварии в Мексиканском заливе для экологии и экономики

В результате аварии было загрязнено 1770 километров побережья. Для рыбного промысла было закрыто более трети всей акватории Мексиканского залива. Все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу пострадали от загрязнения нефтью. По данным от 25 мая 2010 года на побережье обнаружили 189 мертвых морских черепах, пострадало много птиц и других животных, в том числе киты и дельфины.

По сведениям, представленным 2 ноября 2010 года было найдено 6814 мертвых животных, из них 6104 птицы, более 600 морских черепах, 100 дельфинов и других млекопитающих.

По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований за 2010-2011 годы смертность китообразных на севере Мексиканского залива повысилась в несколько раз по сравнению с предыдущими годами.

От разлива нефти, кроме рыболовной отрасли пострадали еще туристическая и нефтяная.

Даже после отмены запрета на рыболовство существовали серьезные проблемы с продажей продукции, после аварии без работы остались более 150 000 рыбаков и работников общепита.

Также ничего хорошего не предвещали прогнозы Туристической ассоциации. За прошлые годы прибыль пяти стран мексиканского залива в этой отрасли составила в среднем 34 миллиарда долларов в год, в туристической сфере было занято 400 000 человек.

Кроме того, серьезные потери несла нефтяная отрасль, на полгода вообще запретили бурение, было потеряно 13 000 рабочих мест, сотрудникам не выплатили заработную плату на общую сумму 800 миллионов долларов.

Последствия разлива нефти для ВР

Последствия разлива нефти для ВРПо американскому законодательству, ответственность за причиненный окружающей среде ущерб несет владелец лицензии. Поэтому,  практически все расходы по устранению последствий аварии на себя взяла ВР. Кроме нее потратить средства пришлось и другим совладельцам лицензии, а именно: Mitsui, которая перевела 1,1 миллиарда долларов США в специальный фонд, созданный компанией, для выплаты денежных средств, пострадавшим в результата аварии, так же Anadarko, по подписанному с BP договору, выплатила 4 миллиарда долларов.

Уже в мае 2010 года стоимость компании ВР снизилась на 43 миллиарда долларов, по причине того, что на 12% снизилась стоимость акций на бирже. Некоторые специалисты утверждают, что из-за акции упали в цене почти на 40%.

 Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings изменило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента и рейтинг старшего необеспеченного долга BP с «АА+» до «АА». Также поступило и Moody’s, понизив рейтинг BP с «Aa1» до «Aa2».

К 1 декабря 2011 года, на очистные мероприятия и возмещение ущерба гражданам, правительственным организациям и предприятиям, пострадавшим в результате катастрофы, ВР выплатила 21 миллиард долларов. 8,1 миллиарда долларов было выплачено частным лицам, госучереждениям и компаниям и 14 миллиардов долларов было выделено на осуществление мероприятий оперативного реагирования.

После аварии ВР начала продавать свои активы, чтобы получить средства, необходимые для устранения последствий. Уже к середине октября 2011 года компания продала активы на сумму 25 миллиардов долларов США, так же было заявлено о намерении продать ценные бумаги на сумму 45 миллиардов долларов США.

В июле 2010 года компания сообщила, что Тони Хейворд, главный управляющий ВР, покинет свой пост 1 октября 2010 года, так как его действия после аварии вызвали волну возмущений. А его место займет Роберт Дадли.

К 2016 году на ликвидацию последствий аварии на «Глубоководном горизонте», компания потратила 56 миллиардов долларов. Кроме того, в течении 16 лет 5 американских штатов получат от компании 20,8 миллиарда долларов.

Причины аварии на «Глубоководном горизонте»

В расследовании причин катастрофы участвовало сразу несколько организаций: компания ВР, Министерство юстиции США, Конгресс США, также совместное расследование проводили Минестерства внутренней безопасности США и внутренних дел США, и Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов совместно с Береговой охраной США.

Далее, вышеперечисленные организации опубликовали результаты своих исследований. Доклад компании ВР был опубликован 8 сентября 2010 года. Он состоял из 193 страниц и полностью был посвящен расследованию причин взрыва на платформе «Глубоководный горизонт». Данный документ готовили 50 специалистов, на протяжении 4 месяцев, возглавлял расследование Марк Блай.

Исходя из доклада, основная причина аварии – это человеческий фактор, а именно ошибочные действия персонала, многочисленные технические неполадки и недостатки самой конструкции нефтяной платформы.

По данным документа, цементная подушка, установленная на дне скважины, не задержала углеводороды в резервуаре, поэтому, через нее в буровую колонну проникали газ и конденсат. Специалисты BP и Transocean Ltd. Неправильно восприняли ситуацию, так как неверно измерили давление при проверке скважин на герметичность. Газ можно было вывести за борт и обезопасить сотрудников, но вместо этого он начал быстро распространяться по буровой платформе через систему вентиляции, а противопожарные системы не сработали. Вентиляционная система платформы быстро заполнялась взрывоопасной смесью газа с воздухом. Уже после взрыва из-за некоторых неисправностей в механизмах, не смог заработать противовыбросовый превентор, основная функция которого вовремя закупорить скважину и предотвратить утечку нефти в случае аварии.

Доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраны США был более развернутым. Его опубликовали 14 сентября 2011 года. Документ разместился на 500 страницах и озвученные в нем выводы являются окончательными.

Всего в документе описано 35 причин, из-за которых случились взрыв, пожар и утечка нефти. И в 21 причине единственным виновником названа компания ВР, также в 8 причинах вина компании неполная. Согласно выводам комиссии некоторую ответственность несут компания Transocean Ltd., это, как указывалось ранее, собственник платформы, и Halliburton  - это подрядная организация, которая занималась глубоководным цементированием скважины.

Главная причина катастрофы, по мнению специалистов, это стремление ВР уменьшить расходы по разработке скважины. Ради этого они «закрыли глаза» на нарушение ряда общепринятых правил. Основными причинами были названы: неудачная конструкция скважины, недостаток информации, недостаточное цементирования и изменения в проекте.

Единственный специалист, чье имя озвученное в докладе – это Марк Хэйфл, он принял решение не делать анализ, который помог бы определить качество цементирования, он также «махнул рукой на аномалии», обнаруженные в результате еще одного немаловажного анализа.

«Решение BP по сокращению стоимости и длительности проведения работ, пренебрежение к возможности непредвиденных обстоятельств… являются причинами, вызвавшими прорыв на скважине Макондо»

  • BP
  • British Petroleum
  • нефтяная компания
  • энергетическая компания
  • взрыв на Глубоководном горизонте
  • последствия разлива нефти
  • авария в Мексиканском заливе
  • Уильям Нокс Д’Арси
  • Англо-Иранская нефтяная компания
  • руководство BP
X

Похожие публикации

Комментарии (14)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP