В прошлую пятницу, федеральный судья вынес приговор Роману Селезневу, сыну депутата Госдумы России, по обвинению во взломе баз данных более чем 500 американских фирм и краже миллионов номеров кредитных карт, которые он затем перепродавал специальным сайтам.
Преступник получил 27 лет тюрьмы и обязан выплатить около 170 миллионов долларов компенсации компаниям и банкам, пострадавшим от его многолетних мошеннических действий. Это самый большой срок, когда-либо присужденный в США по делу о киберпреступлениях.
В своем последнем слове перед вынесением приговора, Селезнев попросил судью Ричарда Джонса о снисхождении. Он принес извинения жертвам и сказал, что сожалеет о содеянном. Он также попросил судью при определении срока заключения учесть имеющиеся у него проблемы со здоровьем, появившиеся после того, как он в 2011 году пострадал в ходе террористической атаки. «Обращаясь к суду, я умоляю и прошу вашу честь о милосердии», - сказал он.
Однако Джонс ответил Селезневу, что та террористическая атака в Марокко «была приглашением исправить все ошибки и осознать, что вам в жизни был дан второй шанс». Но вместо этого, по словам Джонса, Селезнев «сколотил состояние» за счет сотен мелких фирм. «Вы руководствовались лишь одним мотивом – жадностью», - сказал Джонс.
После объявления приговора, Игорь Литвак, адвокат Селезнева, зачитал написанное от руки заявление своего клиента, в котором говорилось о том, что такой длительный срок заключения является политическим преследованием в период напряженных отношений между США и Россией.
«Данное решение правительства США четко демонстрирует всему миру, что я – политический заключенный», - написал Селезнев. «США похитили меня. Теперь они хотят дать посыл миру, используя меня в качестве пешки. Этот посыл, который исходит сегодня от США, не является правильным способом показать Владимиру Путину из России или любому другому правительству мира, как работает правосудие в условиях демократии».
Он сказал, что является гражданином Российской Федерации и хочет обратиться к своему правительству: «Пожалуйста, помогите мне. Прошу вас».
Прокурор США Аннетт Хейс сказала, что заявление Селезнева «вызывает беспокойство». Она обратила внимание на то, что Селезнев убеждал судью, что признает свою ответственность, но затем отправил адвоката с заявлением о политическом характере дела. «На протяжении всего процесса, по отношению к нему были соблюдены все процедуры – точно так же, как если бы это был гражданин США», - сказала она.
Впервые обвинение в 29 тяжких преступлениях Селезневу было выдвинуто в 2011 году. В 2014 он был задержан. Агенты секретной службы США, при помощи местной полиции, арестовали Селезнева на Мальдивах, когда он со своей девушкой прибыл в аэропорт, чтобы вернуться в Россию. Агенты переправили его на остров Гуам, где он в первый раз предстал перед судом, а затем – в Сиэтл, где его поместили в федеральную тюрьму.
К октябрю 2014 года количество эпизодов возросло до 40. Суд начался в августе прошлого года. Присяжные признали его виновным по 38 обвинениям, включая девять эпизодов взлома и 10 – мошенничества с банковскими переводами. «Это поистине беспрецедентное производство», - сказал судье перед вынесением приговора Норман Барбоса, заместитель прокурора США.
В течение 15 лет Селезнев взламывал платежные системы сотен фирм. На момент ареста, в его распоряжении находились 2.9 миллиона уникальных номеров кредитных карт. Эти кражи нанесли компаниям ущерб на сумму около 170 миллионов долларов. «Это потрясающая сумма», - сказал Барбоса. «Она превышает любой ущерб, который когда-либо рассматривался данным судом». Следует учесть, что Селезнев жил «на широкую ногу», тратил деньги на спортивные автомобили, дорогие яхты и роскошные путешествия по миру.
Прокуроры просили 30-летний срок заключения, чтобы послать мессидж хакерам всего мира. «Это первый случай, когда преступник, замешанный в компьютерном мошенничестве такого масштаба, был найден, схвачен и осужден судом присяжных», - сказал прокурор в своем заявлении перед вынесением приговора.
Литвак призвал судью при принятии решения учесть историю жизни Селезнева. Родители развелись, когда ему было 2 года. Мать-алкоголичка умерла, когда Роману Селезневу исполнилось 17. В 2011 году, во время террористической атаки в Марокко, он получил серьезную травму головы. Врачи говорили, что он может не поправиться, и жена ушла от него, пока он находился в коме. Селезнев до сих пор ощущает последствия той атаки, в частности, у него бывают припадки.
Чтобы продемонстрировать свою приверженность борьбе с киберпреступностью, Селезнев недавно передал правительству США четыре своих ноутбука и шесть флэшек, а также встречался с сотрудниками правительства для обсуждения деятельности хакеров. Прокуроры заявили, что его предложение помочь бороться с хакерскими атаками поступило слишком поздно.
Открыть счет для торговли акциями высокотехнологичных компаний