В 2010 году Уоррену Баффету пришлось ответить на несколько вопросов Комиссии по расследованию причин финансового кризиса (FCIC). Его попросили поделиться своими мыслями о кризисах, имевших место на рынках жилья и кредитования. В ходе беседы, Баффет четко объяснил, как формируются подобные «пузыри».
Предлагаем вашему вниманию выдержку из его рассказа, которая будет интересна не только тем, кто увлекается инвестированием или поведенческой экономикой, но также тем, кому интересно наблюдать за поведением человека в целом.
Данная беседа стала доступна общественности в результате утечки информации из Национального архива США, которая коснулась таких документов FCIC, как стенограммы бесед, протоколы заседаний и соглашения о неразглашении. Комиссия была создана Конгрессом с целью изучения причин кризиса.
Итак, вот что рассказал Баффет (с сокращениями):
«…Мой бывший босс, Бен Грэм, около 50 лет назад поделился со мной своим наблюдением, которое с тех пор не выходило у меня из головы, и подтверждение которому я теперь увидел. Он сказал: «Когда речь идет об инвестировании, вы можете найти себе гораздо больше проблем, основываясь на правильных предпосылках, чем на неправильных».
Если вы предполагаете, что Луна сделана из зеленого сыра или чего-то подобного, очевидно, что это смешно. Если же вы и ваши знакомые начинаете выдвигать предположения о том, что обычные акции работают лучше облигаций, то именно это является предпосылками начала кризиса подобного тому, что случился в 1929 году. Люди считали, что акции становятся прекрасным инструментом, и забыли об ограничениях исходной предпосылки. Поэтому, через какое-то время, исходная предпосылка, которая становится своеобразной движущей силой того, что впоследствии оказывается «пузырем», забывается, и главную роль начинает играть поведение цены.
То же самое мы видели совсем недавно на рынке жилья. Абсолютно правильная предпосылка о том, что дома со временем будут расти в цене, так как падает стоимость доллара. А поскольку 2/3 людей хотят иметь собственное жилье, и поскольку под него можно взять кредит, а вы так мечтаете купить свой дом, то, если вы действительно считаете, что дома будут расти в цене, то вы захотите сделать покупку как можно быстрее. И это – очень правильная предпосылка. Однако она, безусловно, относится к домам, продаваемым по так называемым ценам замещения, рост которых немного опережает инфляцию.
Поэтому, это хорошая предпосылка, что нужно купить дом в этом году, так как в следующем он, вероятно, будет стоить дороже, а вы хотите иметь дом. При этом, со временем у вас появляется искаженное представление о своей возможности профинансировать такую покупку, если цены вырастут на 10% за год, а инфляция – всего на пару процентов за год. В какой-то момент, поведение цены начинает оказывать свое влияние, и вы хотите купить уже три или пять домов, причем – без авансового платежа. И вы соглашаетесь на платежи по кредитам, которые не в состоянии вносить, и на другие подобные вещи, так как это не имеет значения, ведь в следующем году ваша недвижимость будет стоить гораздо дороже.
В этой ситуации кредитор чувствует все то же самое. Для него, на самом деле, не имеет значения, что при получении кредита клиент обманывает его, потому что, даже если он заберет залоговое имущество, в следующем году оно будет стоить больше. И по мере того, как этот процесс обретает моментум и подкрепляется поведением цены, исходная предпосылка забывается, как это произошло в 1929 году.
То же самое происходило и с интернетом. Интернет появился, чтобы изменить нашу жизнь, но это не означает, что каждая компания, придумавшая себе хороший рекламный проспект, стоит 50 миллиардов долларов.
Поведение цены имеет настолько важное значение для людей, что оно преобладает над их способностью мыслить. А жилье было самым крупным активом людей, на который приходилось примерно $22 триллиона из $50-60 триллионов, в которые оценивается общая стоимость капиталов домохозяйств в Соединенных Штатах. Это огромный актив и он понятен широким массам населения – они могут не разбираться в акциях, могут не разбираться в луковицах тюльпанов, но дом – это они понимают, и они в любом случае хотят его иметь, а при наличии практически неограниченного финансирования… Все это и создало невиданный доселе «пузырь».