Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго, он был четвертым ребенком в семье плотника и учительницы. Отец будущей знаменитости в своем роду имел ирландцев и канадцев, а мать – немцев и американцев. Долго в Чикаго семья не прожила, растущий уровень преступности был причиной постоянного беспокойства Диснеев, на улицах было тревожно. При первой возможности они переехали в небольшой город Марселин (штат Миссури), там семья обзавелись хозяйством и зажила тихой фермерской жизнью.
Уолтер был хорошо воспитанным, веселым мальчиком. В свободное время он гулял по улочкам своего города, общался с соседями и иногда рисовал. Как-то один пожилой сосед, с которым Уолт водил дружбу, попросил мальчика нарисовать его лошадь. Дисней прекрасно справился с заданием и получил свои первые заработанные 25 центов. Через много лет водном из интервью Уолт сказал, что благодаря этой зарисовке он решил стать художником. В последствии мальчик стал часто делать зарисовки и даже комиксы, которые у него покупали. В школе он тоже был в числе активистов и занимался подготовкой и выпуском газеты, вечером мальчик посещал академию изящных искусств.
Уже в 8 лет Уолтеру начали давать различные поручения. Отец был весьма требовательным, он хотел, чтобы сын понимал, что такое деньги и как их зарабатывают. Будущий режиссер ходил по домам с корреспонденцией и рекламными брошюрами, а выручку отдавал отцу. Иногда мальчику удавалось взять объем работ, который был больше обычной нормы и тогда он мог оставить дополнительный заработок себе. Когда Уолту исполнилось 10 лет, Дисней старший заболел тифом, для семьи это был серьезный удар. Денег ни на что не хватало, Флора Дисней выхаживала мужа, днями и ночами, но больной только слабел. Детям запомнился момент, когда мать пыталась хоть как-то напоить больного и пыталась выдавить ему в рот мандариновый сок. Позже сестра Уолта вспомнит: «Эти апельсиновые дольки казались нам с братом такими замечательными, что мы мечтали тоже свалиться от тифа, или даже от какой-нибудь болезни пострашнее, только бы получить несколько капель желанного сока».
К счастью, отец поправился, но тяжелое финансовое положение вынудило семью переехать в Канзас Сити. Там Уолт встретил своего первого настоящего друга – Уолта Пфайффера. Они вместе проводили свободное время, гуляли по городу и ходили в кино. Любимым героям у них был знаменитый Чарли Чаплин. Мальчишки с удовольствием обсуждали его роли, старались ему всячески подражать и просто копировали ради забавы. Окружающие в тот момент Уолта люди считали, что у Диснея прекрасные актерские задатки и в будущем ему ждет звездная карьера.
После окончания школы юноша поступил в художественный институт города Чикаго, но проучился там совсем недолго. Когда началась Первая мировая война Уолт прибавил себе пару лет и отправился в Европу на корабле, однако на фронт не попал, а стал водителем санитарного грузовика в котором перевозили раненых, останки погибших или хозяйственные грузы. В свободное время Уолт рисовал ордена на гимнастерках друзей или превращал новые каски противника в хорошенько погнутые боевые трофеи и продавал доверчивым соотечественникам. Кстати, машина, которую водил юноша тоже стала особенной, так как за годы службы он полностью покрыл ее своими рисунками.
После возвращения Уолт устроился в фирму, занимающуюся ресторанным бизнесом, работодатель желал, чтобы Уолт создавал веселые картинки для вывесок заведений. Директор сначала не хотел брать Диснея на работу, но потом все же согласился, правда, зарплату назначил небольшую – всего 50 долларов в неделю. Именно в этот период Уолт начинает свои первые эксперименты в мультипликации. В его первой «кинокартине» ножницы сами разрезали ткань, а молоток забивал гвозди. Такой эффект достигался за счет перекладывания картинок и их съемки. Люди восприняли идею хорошо и у Диснея появились первые заказы. Недолго думая Дисней уволился с прежнего места и объявил родственникам и друзьям, что он желает заняться мультипликацией.
Walt Disney Company
Летом 1923 года, с 40 долларами в кармане и одним анимационно-игровым фильмом Уолт покидает Канзас и отправляется в Голливуд.
Прибыв в новое место, он думает только о том, как бы поскорее приступить к работе: начать создавать мультики. Вспоминая тот период, Дисней говорил: «Я переходил из одной студии в другую, там я посещал все кабинеты подряд, от отдела кадров и до съемочной площадки. Единственной работой, которую мне удалось получить, была роль статиста. Я должен был проехать на лошади несколько метров – в толпе других статистов. Однако шел сильный дождь, съемки перенесли на другой день, а затем нашу сцену просто выкинули из сценария. Это был конец моей актерской карьеры»
Потеряв надежду получить работу в Голливуде, Дисней нашел пристанище в гараже у своего дяди Роберта. Платить за аренду помещения, естественно, он не мог, поэтому просто пообещал приютившему его родственнику когда-нибудь отплатить сполна за гостеприимство. Взятые взаймы у брата деньги, Уолт потратил на инструменты, прикупив необходимые материалы: кисточки, краски, карандаши и специальное освещение. Также он уговорил Роя стать компаньоном, и вскоре была зарегистрирована студия «Disney Brothers Cartoon Studio».
Рою тяжело приходилось на службе у «компаньона». Было больше похоже, что он выполняет роль няньки, а не коллеги. Вся забота о хозяйстве легла на его плечи, а Дисней ранее совершенно не обращавший внимания на бытовые мелочи периодически стал закатывать настоящие скандалы, отказываясь есть стряпню брата. В результате, не выдержав нагрузки, Рой сделал предложение Энде Френсис, которая с радостью стала его супругой, а по совместительству кухаркой для молодых компаньонов.
На первую идею Уолта Диснея вдохновили экспериментальные работы Макса Флейшера. Макс использовал весьма интересный прием, он сначала делал обычную съемку, а потом совмещал запись с рисованными элементами. Диснею понравилась такая форма работы, но он не хотел, чтобы его работу называли плагиатом, и решил все сделать по-своему. Вместо мультипликационных элементов в реальной съемке, он решил сделать мультипликационные элементы в съемке с настоящим человеком. По поводу сценария долго думать не пришлось: с детства Уолт зачитывался произведением Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес», поэтому и сюжет его творения был посвящен этой прекрасной сказке.
Работа над таким глобальным проектом требовала больших усилий. Дисней не мог реализовать задумку в одиночку, и ему пришлось нанять двух начинающих художников. Рудольф Айзинг и Хью Харман, бывшие однокурсники Диснея дали свое согласие на сотрудничество с ним, а когда Уолт объяснил им все нюансы, потекли недели интенсивной работы. Через некоторое время эти талантливые мастера станут авторами таких мультипликаций как «Приключения Боско», «Радостные гармонии» и «Медведь Барни». «День Алисы на море» публика встретила благосклонно, и Уолт решил продолжить работу в данном направлении.
Работа приносила относительно небольшой доход, но несмотря на это Уолт и Рой решили потратить свободную наличность с умом и занялись переоформлением своей фирмы. В 1923 году Дисней подписал договор с дистрибутором из Нью-Йорка, и на свет появилась компания Walt Disney Company, оба брата решили, что такое название более благозвучно.
Кинокартины про Алису выходили в течение 4 лет, всего было снято 56 фильмов. Устав от Алисы Дисней решил начать работу над новым проектом. В этот раз Уолт снял полностью анимированный мультфильм, главным героем в котором стал ослик Освальд. Кстати, персонажа режиссер придумал и отрисовал самостоятельно. Главный герой понравился зрителям и критикам, на волне успеха Дисней отснял за год 26 серий. Все шло хорошо, но тут случилось непредвиденное: Маргарет Уинклер, дистрибутор из Нью-Йорка, сообразив, что мультик про Освальда - проект весьма перспективный, уговорила художников работать на нее и забрала персонажа себе. Дисней был шокирован, но что-то предпринять не мог, так как по контракту дистрибутор владел правом использовать мультипликационного персонажа, а не автор. После этого события Уолт тщательно следил за тем, чтобы всеми правами владел исключительно он.
Микки Маус и другие персонажи
Ослика Освальда не стало и Диснею пришлось придумывать нового персонажа. Вскоре появились первые эскизы забавного мышонка. Уолт долго думал, какое имя дать герою и в итоге остановился на Мортимере, но его жене не понравился такой вариант: «Звали его сначала Мортимер Маус, но это имя не понравилось моей жене Лиллиан, и она предложила назвать его Микки. В такой мелочи я не мог ей отказать — так на свет появился Микки-Маус, принесший моей компании всемирную славу». В создании Микки-Мауса кроме Диснея принял участие прекрасный художник – Аб Иверкс.
Вскоре были выпущены первые мультфильмы, но они не оправдали ожиданий создателей. Причина была в том, что в кинематографе уже использовали звук, а работы компании Walt Disney были немыми. Сообразив, что ему жизненно необходимо озвучивать свои работы, Дисней тут же начал закупать соответствующее оборудование, не стоит забывать, что студия была, мягко говоря, далека от раскрученных звукозаписывающих компаний. Тем не менее, третий мультик вышел уже со звуковым сопровождением и произвел настоящий фурор. 18 ноября 1929 года можно назвать днем рождения знаменитого мышонка.
Примерно в это же время Уолт запускает серию мультипликационных фильмов – «Глупые симфонии». В этом проекте не было одного главного героя, а напротив, в каждой серии должен был быть новый персонаж. Художникам пришлось изрядно потрудится, чтобы создавать интересных героев быстро и качественно. Уолт считал, что этот проект выступает в роли своеобразной тренировочной площадки, где можно смело экспериментировать, отрабатывая различные техники и приемы. Мультфильм оказался весьма успешным и именно за него в 1932 году Уолт Дисней получил свой первый Оскар. Всего за свою карьеру, режиссер получит 29 статуэток. Стоит отметить, что он и по сей день является абсолютным рекордсменом.
Еще один источник доходов открылся совершенно случайно. Как-то нью-йоркский бизнесмен средней руки предложил Диснею 300 долларов, за право разместить изображение Микки-Мауса на авторучках. У Уолта как раз были некоторые затруднения с деньгами, и он с радостью согласился на выгодную сделку. Тем более это была дополнительная реклама для персонажа.
После этого случая диснеевские герои начали появляться везде: производители размещали их изображения на посуде, канцелярских принадлежностях, обоях для детских комнат и конфетных обертках, а в 1930 году вышли комиксы про Микки-Мауса. Подобное продвижение образов давало компании не только прекрасные доходы, в скором времени знакомые всем персонажи стали национальными легендами.
В 1933 году компания выпустила первый цветной мультипликационный фильм – «Три поросенка». После выхода мультика песенка «Нам не страшен серый волк» стала невероятно популярной среди американских детей. Уолт не останавливался на минуту. Студия уверенно начала расти, кроме мультика про Микки-Мауса появились картины с Дональдом Даком, псом Плуто, и страдающим умственным расстройством Гуфи. Когда персонажей Уолта начали узнавать не только в Америке, но и в Европе Диснеем заинтересовались более крупные компании, и вскоре он заключил договоры с «Columbia Pictures» и «United Artists»
В 1934 году Дисней приступил к работе над своим первым глобальным проектом. Сотрудники узнав, что начальник хочет снять полнометражный мультипликационный фильм пришли в замешательство, так как это была трудновыполнимая задача. Коллеги говорили Уолту. Что картина, в которой не будет ни одного живого актера, вряд ли сможет заинтересовать большую аудиторию, но режиссер был непреклонен. Со временем, уже работая над проектом, художники втянулись, и замысел перестал казаться им чем-то невообразимым.
Создание фильма затянулись на три года, а бюджет картины требовал почти полтора миллиона долларов. У компании не было таких денег, и Дисней обратился за помощью в Bank of America. Амадео Джаннини, глава финансового учреждения, пошел навстречу Диснею только потому, что сам любил мультфильмы с Микки-Маусом. Конечно, риск был велик, но увидевшая свет картина, «Белоснежка и сем гномов» была настоящим хитом несколько последующих лет. Это был самый кассовый фильм, кассовые сборы которого перекрыли только «Унесенные Ветром». В 1939 году Уолт получил за Белоснежку свою девятую премию «Оскар». Кстати, организаторы вручили Диснею не одну статуэтку, а еще 7 маленьких копий, которые символизировали собой маленьких героев. С тех пор студия решила работать исключительно над полнометражными мультипликационными фильмами.
Доходы Уолта постоянно росли, даже «Великая депрессия» не сумела навредить его компании. Омрачали ситуацию только забастовки, которые периодически инициировали художники. Следует отметить, что основную претензию они предъявляли самому Уолту, ставя ему в укор то, что он не имеет художественного образования и при этом пытается руководить настоящими профессионалами.
Во время Второй мировой войны Дисней работал сразу над четырьмя новыми проектами. «Пиноккио» и «Фантазия» били идеально исполнены с технической точки зрения, их вполне можно назвать маленькими шедеврами. Он предполагал, что новые работы будут пользоваться такой же популярностью как и Белоснежка, но ошибся. В результате, расходы на два следующих проекта: «Дамбо» и «Бэмби» пришлось значительно урезать. После этого Дисней сконцентрировался на работе с пропагандистскими и учебными фильмами, заказанными госдепартаментом США. И только через 10 лет Уолт снова начал планировать полнометражные фильмы.
В 1950 году вышла мультипликационная картина «Золушка», а следом за ней фильмы с участием обычных актеров: «Остров сокровищ», «20000 лье под водой» и «Лохматый пес». Кроме того, в 1954 году Disney Company одна из первых начала выпускать телепрограммы. Первым таким телепроектом был сериал Диснейленд, который в течение 29 лет крутили на экранах Америки, занимая при этом, исключительно выгодное для эфиров время, так называемое прайм-тайм. Также была запущена известная телепередача Клуб Микки-Мауса, ставшая местом старта для многих американских звезд шоу-бизнеса.
Диснейленд
Уолт добился потрясающего успеха в киноиндустрии, но ему все равно этого было мало. Как-то прогуливаясь с детьми по городу, он отметил, что вокруг мало качественных детских площадок. Конечно, были организованы различные увеселительные мероприятия, функционировали зоопарки, но Диснею казалось, что можно создать нечто более глобальное. Тогда ему и пришла в голову идея создать Диснейленд.
Первый парк развлечений открылся в июле 1955 года в городе Анахайме, штат Калифорния. На строительство было потрачено 17 миллионов долларов, которые, к слову, очень быстро окупились в десятикратном размере. Рональд Рейган - будущий президент Соединенных Штатов, а в тот момент популярный актер, вел церемонию открытия Диснейленда. Открытие парка транслировали в прямом эфире и около 90 миллионов телезрителей могли следить за происходящим в Анахайме. На самом мероприятии присутствовало 28 тысяч человек, люди были под большим впечатлением. Конечно, волшебное царство Диснея было прямо перед их глазами, комплекс был оснащен по последнему слову техники, посетители могли испытать на себе всевозможные необычные новинки. Однако, были и некоторые нюансы, например, из-за высокой температуры, асфальт залитый накануне не успел высохнуть и принаряженные дамы на высоких каблуках не всегда могли пробраться к нужному объекту. Кроме того как раз в это время бастовали водопроводчики и многие питьевые фонтанчики попросту не работали, а посетители решили, что это спланированный ход компании Pepsi, которая была одним из спонсоров открытия Диснейленда и основным поставщиком напитков. Палатки с провизией слишком быстро распродали товар, так как по поддельным билетам прошло в 2 раза больше посетителей, а из-за утечки газа пришлось закрыть некоторые объекты. Так, например, Страна Фантазий, мир приключений и Приграничная страна не работали.
В прессе тут же появилась серия негативных отзывов, в которых с жаром обсуждались все промахи компании. Поэтому Уолт пригласил всех еще раз, чтобы люди могли увидеть настоящий Диснейленд. На следующий день, 18 июля, уже с 2 часов ночи у ворот выстроилась шеренга из желающих. Первыми посетителями стали Рой Дисней и Дэвид Макферсон, но официальное фото «первых гостей» было сделано с Кристин Вес Уоткинс и Митчелом Шварнером, которые получили пожизненные пропуски в Диснейленд. Позже, долгое время днем открытия считалось18 июля, а не предыдущий день, который Уолт назвал «Черным воскресеньем». Через некоторое время после начала работы развлекательного комплекса, Уолт заявил: «Всем, кто пришёл в это счастливое место — Добро пожаловать! Диснейленд — это ваша страна. Здесь воскресают прекрасные воспоминания стариков, и здесь молодые могут вдохнуть вызов и обещания будущего. Диснейленд посвящается идеалам, мечтам и реальным событиям, которые создали Америку… с надеждой, что она станет источником радости и вдохновения для всего мира».
В итоге, 200 миллионов человек посетили комплекс за первые 25 лет. В1983 году открылся Диснейленд в Токио, а через 9 лет в Париже.
В 1963 году Уолт начал работу над очередным проектом. Он планировал построить новый, громадный развлекательный центр EPCOT – экспериментальный прототип сообщества будущего. Для этих целей Уолт через подставные фирмы начал скупать земли в конкретном районе Флориды. Такая конфиденциальность была предусмотрена не спроста, скорее всего владельцы, узнав истинного покупателя, сразу повысили бы цену на земельные участки. В итоге у Диснея оказалось собственность по размерам равная площади двум Манхеттенам и он тут же взялся за работу. Однако создать футуристический город он так и не успел. 15 декабря 1966 года Уолт Дисней умер от рака легких. И его идею трансформировали и воплотили в жизнь несколько иначе, открыв в октябре 1971 году The Walt Disney World.
Личная жизнь и особенности характера Уолта Диснея
Уолт женился еще в самом начале своего творческого пути. Супругой талантливого режиссера стала сотрудница его компании – Лиллиан Баундс. Девушка занималась заливкой краской – разукрашивала персонажей, придуманных Уолтом. Начальник и подчиненная проводили много времени вместе и вскоре привязались друг к другу. Брат Диснея, занимающийся хозяйственными вопросами, неожиданно женился в середине 20-х годов, и Уолт решил последовать его примеру. Лиллиан с радостью согласилась стать супругой бедного, но подающего надежды режиссера. Сначала молодая семья ютилась в небольшой квартирке и только в 1927 году они переехали в свою собственную, достаточно просторную квартиру. Дела компании к тому времени шли хорошо и единственное о чем мечтал Уолтер – это завести ребенка. Новости о беременности жены стала для Диснея большой радостью, однако, к сожалению, первая беременность закончилась выкидышем, точно такой же исход был и у второй попытки. Уолт, чтобы как-то поддержать супругу подарил ей собаку и Лиллиан сильно к ней привязалась. Сам режиссер вспоминает те времена с тоской: «Я женат, и все, чем я могу похвастаться, — это миленькая маленькая женушка и красавец чау-чау».
И даже, когда в 1933 году Лиллиан все-таки родила девочку, за пару дней до этого долгожданного события Уолт написал письмо своей матери, в котором сообщал следующее: «Лилли ждет дочку. Лично я не обращаю на нее никакого внимания. Не хочу новых разочарований. Вся наша комната превратилась в пародию на детскую, везде валяются розовые и голубые пеленки… Но я не желаю ничего знать об этом. Полагаю, что из меня выйдет самый отвратительный отец на свете…» Итак, Уолтом овладевали весьма противоречивые мысли, а тем временем журнал «Parents» награждал его за вклад в воспитание подрастающего поколения американцев.
Со временем в семье Диснеев появилась еще одна девочка – Шэрон Мэй Дисней, но в этот раз супруги решили взять малышку из приюта, так как Лиллиан снова не смогла выносить ребенка. Кроме того, в этот период случилось еще одно несчастье: сколотив состояние, Уолт приобрел особняк и поселил в нем своих родителей. Дом был прекрасен, единственное, что доставляло всем неудобство, это несправная система газового отопления. Уолт знал об этом дефекте, но по причине постоянной занятости постоянно откладывал ремонт. Несчастие случилось в ноябре 1938 года, когда газ беспрепятственно начал проникать во все комнаты. Флора Дисней умерла сразу, а Элиас, пытаясь помочь супруге, получил сильное отравление, но все-таки успел выползти на улицу. Уолт очень долго переживал и винил себя.
Дисней был человеком крайностей, он мог работать целыми днями, не оставляя времени на отдых, в такие дни он даже не приходил домой ночевать, но если проекты терпели неудачу, он впадал в глубочайшую депрессию. Точно известно о восьми нервных срывах режиссера. Когда журналисты спрашивали, в чем секрет его успеха, Дисней обычно говорил, что весь секрет его успеха, в особом отношении к клиентам и персоналу: во-первых, каждый посетитель – это, в первую очередь, гость; во-вторых, сотрудники постоянно нуждаются в поддержке, нужно давать им возможность мечтать и творчески развиваться, они должны чувствовать, что вы доверяете им, в-третьих, не стоит забывать про тренинги, ведь они хорошо укрепляют корпоративную культуру. Кроме того, он советовал использовать технику раскадровки, позволяющую без проблем планировать рабочую деятельность. Руководителям Дисней советовал учиться сочетать долгосрочное виденье с краткосрочным исполнением, всегда придерживаться своих принципов и убеждений, просчитывать риски, выстраивать долгосрочные отношения с партнерами и поставщиками.
Люди, которым в свое время выпала возможность пообщаться с Диснеем говорили, что он был человеком с большой силой воли, отличающийся неким особым упорством. Бывало, что какой-то новый проект настолько увлекал Уолта, что он отдавал все силы на его реализацию, зачастую совершенно игнорируя финансовую сторону вопроса. Нередко компания Диснея оказывалась практически на грани банкротства, при этом он и слушать не хотел чье-либо мнение, доверяя исключительно своему чутью. Конечно, иногда случались и осечки, но если картина или проект получались – то это был ошеломительный успех. Дисней, кстати, больше интересовался не тем, сколько денег принесет его проект, а станет ли он успешен с точки зрения творчества. Поэтому, конечно, некоторые его эксперименты проваливались.
После смерти Уолта компания перешла в управление его брата Роя, который руководил Walt Disney Company до 1971 года. Позже руководителями были назначены сразу три представителя компании - Донн Тэйтум, Кард Уокер и Рон Миллер, к слову, именно этих приемников и готовили себе братья Диснеи. Уолт оставил своим последователям множество нереализованных идей и проектов, поэтому компания смогла с легкостью удержать позицию лидера в индустрии шоу-бизнеса и кинематографии.