Выученная беспомощность россиян

Прочитал статью в Ведомостях доцента Высшей школы экономики Алексея Захарова о "синдроме Выученной беспомощности" (термин ввел М.Зелигман) применительно к российскому населению, русскому менталитету, если хотите.

Собаки из первой группы — те, которые научились останавливать электричество, нажимая на педаль, — быстро понимали, что к чему, и прыгали при первой возможности. Однако собаки из второй группы, привыкшие к неотвратимости боли, не делали ничего. Они лежали на брюхе и беспомощно скулили, получая электрические удары, — хотя им ничего не стоило избежать боли, перепрыгнув через перегородку.
Статья очень интересная, согласен с мнением автора. Автор также затрагивает понятие "социального капитала", точнее, степени развития.
В городах, где граждане активны и социально ответственны, школьники склонны приписывать хорошие события своим собственным действиям, а плохие события — внешним причинам.
И тут у меня вопрос: очень часто в продвинутых книгах по психологии/саморазвитию/предпринимательству пишут, что за результаты своей деятельности нужно брать ответственность на себя, а не скидывать неудачи на обстоятельства - "кругом дебилы", "все мешали" и проч.
Так что эффективнее- брать ответ за все действия или только за те, которые привели к успеху?
Подобные установки меняются очень слабо, поэтому себя уже не изменить, скорее всего. А вот как учить своих детей - вопрос открыт для меня.
Есть у кого-нибудь мнение? р.s: кому интересно - прочитать книги Зелигмана: "Как научиться оптимизму", «Новая позитивная психология» (в новом издании «В поисках счастья») Пишет сложновато, но темы интересные, не смотря на название p.p.s.:

  • психология
  • вопрос
  • видео
X

Похожие публикации

Комментарии (4)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP