Риск изменения цен на товары
Это риск того, что колебания цен на товары повлияют на бизнес предприятия. Для компаний, занимающихся продажей товаров, хорошо, когда цены на них растут, и плохо, когда цены падают. Для компаний, закупающих сырье или товары, - наоборот. Но этому виду рисков подвержены даже те фирмы, чей бизнес не связан с товарами. Когда цены на товары растут, потребители сокращают свои расходы, что влияет на всю экономику, включая сферу услуг.
Риск негативного освещения в СМИ
Это риск того, что бизнес компании пострадает от публикаций в СМИ. Поток новостей в сегодняшнем мире нескончаем, поэтому ни одна компания не застрахована от этого вида рисков. Например, новость об аварии на АЭС в Фукусиме в 2011 году привела к падению акций всех компаний, чей бизнес был хоть как-то связан с этой отраслью - от урановых рудников до коммунальных предприятий в США, потребляющих электроэнергию, вырабатываемую атомными электростанциями. Одна плохая новость может вызвать мощную реакцию рынка, которая затронет отдельную компанию, сектор или то и другое одновременно. Более масштабные плохие новости (например, связанные с долговым кризисом в странах еврозоны в 2010-2011 годах) могут привести к падению экономики целых стран, не говоря уж об акциях, и оказать ощутимое влияние на мировую экономику.
Риск, связанный с изменением рейтинга
Этот вид риска возникает, когда компании присваивается определенная экономическая оценка. Так называемый кредитный рейтинг - важный показатель для любого предприятия. Он оказывает непосредственное влияние на проценты, которые компании нужно платить за привлечение финансирования. Компании, акции которых представлены на открытых биржах, получают другую, не менее важную оценку. Это рейтинг аналитиков. Любые изменения такого рейтинга акции оказывают огромное психологическое воздействие на рынок. Изменение этого рейтинга - в сторону улучшения или ухудшения - зачастую приводит к гораздо более сильным колебаниям цен, чем само событие, заставившее аналитиков изменить оценку.
Риск стать анахронизмом
Это риск того, что бизнес компании постигнет судьба динозавров. Лишь очень немногие предприятия доживают до своего столетнего юбилея. Ни одна компания не может оставаться процветающей, не меняя исходный бизнес-процесс. Самый большой риск устаревания связан с тем, что кто-то другой сможет предложить аналогичный продукт по более низкой цене. В настоящее время глобальная конкуренция ведется за счет совершенствования технологий и сокращения информационных пробелов. Поэтому риски устаревания со временем будут только возрастать.
Риск обнаружения ошибок проверяющими органами
Это риск того, что аудитор, программа соответствия законодательству, регулятор или другой орган слишком поздно обнаружат "скелет в шкафу", который разрушит бизнес. Это может быть воровство денег руководством компании, намеренно неправильно составленная отчетность или иные финансовые нарушения, за которые рынок жестоко накажет, как только они всплывут на поверхность. Ущерб для репутации компании, понесенный вследствие риска необнаружения ошибки, может оказаться непоправимым. Если мошенничество имело серьезные масштабы, компания может окончательно пойти на дно (примеры - Enron, Bre-X, ZZZZ Best, Crazy Eddie's и др.).
Законодательный риск
Этот вид рисков связан со взаимоотношениями между бизнесом и правительством. В частности, это риск того, что правительство применит ограничительные меры к корпорации или отрасли в целом, что негативно скажется на активах инвесторов, вложивших средства в такую компанию или отрасль. Такие меры могут проявляться в разных формах: антимонопольное законодательство, новые правила или стандарты, специальные налоги и т. п. Степень законодательных рисков зависит от конкретной отрасли, но они есть в любом бизнесе.
Теоретически, правительство должно выполнять роль хрящевой прослойки, уменьшающей трение между интересами бизнеса и общества. Правительство вмешивается, когда бизнес начинает представлять угрозу для общества и не желает регулировать свою деятельность самостоятельно. На практике, государство предпочитает перестраховаться. Принятие законов повышает репутацию правительства в глазах общественности и подчеркивает его важность, а также позволяет отдельным политикам оставаться на виду. Это мощные стимулы для того, чтобы законодательные риски приобретали чрезмерные размеры.
Риск инфляции и риск изменения процентных ставок
Эти два вида рисков могут проявляться по отдельности или вместе. Риск изменения процентных ставок в данном случае означает, что при повышении процентной ставки у бизнеса, нуждающегося в дополнительном финансировании, могут возникнуть трудности. Затраты такого предприятия возрастут, и ему будет труднее оставаться на плаву. Если повышение процентных ставок происходит в условиях инфляции (а повышение ставок - распространенный способ борьбы с инфляцией), то компания может столкнуться с тем, что стоимость финансирования возрастет за счет снижения покупательной способности денег, которые она заимствует. Хотя такая двойная ловушка не так опасна для тех предприятий, которые могут транслировать возросшие затраты дальше, инфляция оказывает сдерживающее влияние на потребителей. Рост процентных ставок и инфляция в сочетании со слабой потребительской активностью могут приводить к ослаблению экономики и, в некоторых случаях, к ее застою.
Риск модели
Этот вид рисков связан с тем, что допущения, положенные в основу модели экономики или бизнеса, окажутся неправильными. От неправильно работающей модели страдают предприятия, использующие ее в своем бизнесе. Это запускает эффект домино, когда слабые или обанкротившиеся компании в свою очередь наносят вред зависящим от них компаниям и т. д. Ипотечный кризис 2008-2009 годов - прекрасный пример того, что может произойти, когда модели (в данном случае - модель рискозависимости) неправильно отражают то, что должны измерять.
Вывод
Не существует акций или бизнеса, не подверженных рискам. Хотя каждая акция сталкивается с описанными выше “универсальными рисками”, а также с дополнительными рисками, связанными с конкретным бизнесом, это не снижает привлекательности инвестирования. Лучшее, что может сделать инвестор, - это ознакомиться перед покупкой с возможными рисками и стараться эффективно снимать стресс в периоды турбулентности на рынке.