«Летающие» туалеты: конкуренция обостряется

В прошлом году французская компания Zodiac Aerospace (Euronext: ZC) потеряла крупный контракт по установке туалетов в самолетах Boeing (NYSE: BA) вовсе не по причине неисправности или несовершенства клозетов. Контракт был подписан с конкурентом — американской компанией B/E Aerospace (NASDAQ: BEAV), которая сумела немного уменьшить стандартный размер туалетных кабинок 3×3 фута и оборудовать их усовершенствованными унитазами, что позволило авиаконструкторам установить несколько дополнительных сидений.
Основное внимание авиаконструкторов, конечно, приковано сегодня к конструкции крыльев, двигателей и возможностям литий-ионных аккумуляторов, однако немало внимания уделяется и сантехническим удобствам для пассажиров. Идеальный «летающий» туалет должен выдерживать высокие скорости и тряску, не проронив при этом ни капли, минимизировать объем используемой воды, от которого зависит вес самолета, и быть стойким к проявлениям вандализма со стороны пассажиров: иногда в унитазах оказываются не только зубные протезы и нижнее белье, но и пледы, принадлежащие авиакомпаниям.
На рынке «летающих» туалетов конкурируют полдюжины крупных игроков. «В самолетах многое зависит от того, как вы используете недвижимость», — говорит Себастьян Вебер, отвечающий в Zodiac Aerospace за системы водоснабжения и отходов. Zodiac Aerospace вляется мировым лидером по поставке авиаоборудования и систем внутреннего обустройства самолетов: каждый день в воздух поднимаются около 60 тыс. вакуумных туалетов, произведенных компанией, то есть приблизительно 75% всех существующих. До недавнего времени Zodiac Aerospace поставляла и туалетные кабинки для Boeing 737, снабжая их унитазами японского производителя Yokohama Rubber (TYO: 5101).
Однако в начале 2012 года эстафета была передана B/E Aerospace. Новые модульные туалеты «Ecosystems» будут установлены в Boeing 737 во второй половине 2013 года. Среди первых заказчиков лайнеров Boeing 737 с обновленными уборными стала авиакомпания Delta Air Lines, представители которой утверждают, что благодаря новой конструкции они смогли установить на самолеты по 4 дополнительных сидения. При этом размеры туалетов изнутри уменьшатся совершенно незаметно, поскольку будет использовано незадействованное ранее пространство за умывальником.
По словам Себастьяна Вебера, после потери долгосрочного контракта с Boeing инженеры его компании «делают много вещей, о которых он не может пока говорить», чтобы вернуть клиента. Для Zodiac Aerospace это далеко не первый случай острой борьбы за заказчика.
Чтобы выиграть тендер на установку туалетов для Airbus A380, компания построила новую фабрику и создала специальную систему для тестирования туалетов в условиях виртуальных полетов. Изначально компания планировала установить на A380 новую модель туалетов «Orbital 2 Smart Toilet», с электронным автоматическим контролером количества используемой воды. Однако вибрация и сжатие в салоне самолета во время полета не позволяли эффективно использовать сенсор, поэтому инженерам пришлось заменить его на более простую систему.
Эксперименты с Boeing 787 Dreamliner оказались более успешными. Zodiac Aerospace и японский производитель туалетов Jamco (TYO: 7408) совместно создали туалетные кабинки с экономным сенсорным смывом, который уменьшает вес самолета и экономит топливо. Пока регуляторы решают вопрос причины возгорания батареи в самолете, у инженеров Zodiac Aerospace есть время на дальнейшее усовершенствование и тестирование модели.
 
  • Zodiac Aerospace
  • Boeing
  • B/E Aerospace
  • потеря контракта
  • туалет
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP