Нефть снова дорожает. Баррель “черного золота” по итогам торгов в среду, 25 мая, уже подскочила более чем на 3% - до 58 долларов, а в четверг котировки вплотную подобрались к психологически важной отметке 60 долларов за баррель. Менее чем за 3 торговые сессии бочка нефти подорожала почти на 10% по марке Brent, и это несмотря на очередной резкий рост запасов в США (за минувшую неделю резервы там выросли на 8.17 млн. баррелей).
На рынке сейчас ходит много слухов, однако есть два ключевых фактора такого разворота тренда. Во-первых, появились первые признаки снижения сланцевой добычи в США. В частности, по прогнозам экспертов, уже в апреле ожидается сокращение добычи на 0.1-0.2%. При этом в ближайшие 2 квартала вероятны новые банкротства среди американских сланцевых компаний. Похоже, что стратегия Саудовской Аравии по демпингу цен, наконец, начинает приносить свои плоды. В итоге, на рынке создались опасения сокращения предложения и дефицита нефти, что гораздо более негативно и нежелательно для мировой экономики, чем любой ее профицит.
Однако все же главной причиной такого стремительного роста являются не фундаментальные показатели. Сыграл геополитический фактор – в на Ближнем Востоке опять неспокойно. На сей раз конфликт разгорелся в Йемене, где недавно произошел государственный переворот и к власти пришли радикальные исламисты. Сам по себе Йемен не является крупным нефтедобытчиком – суточная добыча не превышает 130 тыс. баррелей. Однако это страна, которая омывается заливом, ведущим в Суэцкий канал – ключевую мировую транспортную артерию поставок энергоносителей, через который проходят до 20% мировых поставок. В том случае, если у нефтяных танкеров возникнут в связи с этим проблемы по преодолению канала, возможны перебои в поставках на европейские и северо-американские рынки, а это уже в свою очередь грозит серьезным дефицитом энергии в этих регионах.
Кроме того, опасения инвесторов связаны также с тем, что радикальная террористическая группировка «Исламское государство» значительно активизирует свою деятельность в столь взрывоопасном регионе. В частности, речь идет о дальнейшей дестабилизации Ливии, возможных захватах новых территорий в Ираке или Сирии, а также попытках исламистов вернуть свое влияние в Тунисе и Египте. Все это вновь создает среди инвесторов опасения по резкому сокращению мирового предложения нефти и спаду добычи.
Пока что говорить о становлении устойчивого тренда слишком рано – буквально в предшествующие несколько дней «черное золото» дешевело на 15% и на рынках даже появились опасения, что баррель Brent может обвалиться вплоть до 20 долларов уже в ближайшее время. Однако как показывает история, при любом обострении ситуации на нефтеносном Ближнем Востоке инвесторы панически скупают фьючерсные контракты, невзирая на какие-либо сдерживающие факторы, даже профицит мирового предложения.
Так, например, когда появились первые признаки «арабской весны» в начале 2010 года, цены резко пошли вверх – всего за три месяца баррель «черного золота» взлетел с 72 до 88 долларов по маркеBrent. И это было в то время, когда мировой финансовый кризис едва успел завершиться и у инвесторов еще не было хотя бы относительного понимания дальнейших перспектив мировой экономики. И несмотря на то, что в дальнейшем цены вновь скатились к 75 долларам, в течение дальнейших 1.5 лет котировки подскочили до более чем 120 долларов, и ключевым фактором здесь по-прежнему был Ближний Восток.
Исходя из практики, есть крайне высокая вероятность роста цен до 70 долларов за баррель уже в ближайшие 2-3 месяца в том случае, если конфликт в Йемене действительно будет препятствовать поставкам энергоносителей через Суэцкий канал или если
нестабильность распространиться на другие страны региона.
Косвенно поддерживать цены будут и данные по количеству буровых установок – по данным Baker Hughes, к 20 марта этот показатель сократился еще на 56 единиц до 1069 единиц. И по всем прогнозам, количество буровых продолжит сокращаться, что рано или поздно неминуемо приведет к резкому сокращению добычи в США и Канаде.
Сейчас на рынке циркулируют даже ожидания возврата к 100 долларам за баррель к 2018 году, и такие ожидания вовсе не беспочвенны. Если посмотреть на структуру нынешнего нефтяного кризиса, то станет понятно, что причины не являются непреодолимыми. По мере того, как баланс спроса и предложения стабилизируется, можно будет говорить, что ключевой фактор резкого спада нефти в конце 2014 года будет преодолен. Произойдет это по прогнозам самих нефтяников уже к концу нынешнего года, что в результате приведет бочку нефти к 80 долларам уже в начале 2016 года.
В ближайшие дни, вероятнее всего, сохранится высокая волатильность котировок. Главным образом, инвесторы будут ориентироваться на новостной фон по Ближнему Востоку. Пока неясно, насколько серьезно обострилась ситуация в регионе, хотя в целом градус напряженности там весьма высокий. Однако совершенно точно понятно, что как минимум ниже текущих отметок на фоне постоянно сохраняющейся нестабильности в ряде ближневосточных стран котировки нефти не опустятся в ближайшие месяцы.