Экономика культуры

Введение в тему и общие понятия

 

Изначально культура была предметом, которую исследовали философы, социологи, историки. На первых этапах развития общества, «культуру» связывали с экономической деятельностью( земледелие). Сам термин культура связан с производством материальных благ и земледельческим трудом.

 

После разделения труда, которое развило производственные силы, разделило материально-производственную и духовную сферы деятельности, однако отождествляться культура стала, когда социум стал проявлять духовные ценности.

 

Характеристика потребительских качеств продуктов


Продукт является одновременно и результатом труда и средством удовлетворения потребностей(результат труда, который создан для удовлетворения потребностей).


Смыслы понятия культура:


Процесс эстетического, интеллектуального, духовного развития, все это применительно, когда речь идет об абстрактном обозначении.

 

  • обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.;
  • указание абстрактное на особенности способа образа жизни или существования, которое свойственно какому-либо обществу или конкретному периоду истории ;
  • обозначение абстрактное форм и продуктов интеллектуальной и главным образом художественной деятельности

 

В данном контексте культура рассматривается как сфера деятельности(культурной), отрасль экономики в которой создаются, обмениваются и потребляются продукты культурные(культурные блага).

 

Удовлетворение и потребление может быть самостоятельно(чтение и собирание книг, просмотр передач, видео- и аудиотеки и др.) Это возможно благодаря высокому распространению коммуникационных и информационных технологий. Это существенно влияет на развитие экономики, поскольку увеличивается спрос на предметы культурной деятельности.

 

Отрасль культуры включает только общественно-организованное потребление благ культуры, что в значительной мере уменьшает представления о масштабах отрасли.

 

Черты културных благ


Помимо внутренней образной формы многочисленным видам культурных благ свойственны следующие общие черты:

 

  • Отсутствуют объективные критерии качества как у материальных продуктов(цена зависит от качества) . Нельзя измерить качество продукта культурного,что является следствием первого. Социально-экономические процессы являются вероятностными
  • Уникальность и неповторимость

 

  • Потребность в культурных благах не является жизненно важной. Данное свойство в некой мере дает определение главным особенностям экономики культуры: средний и часто низкий уровень з/п работников , значительное участие государства, низкая финансированность и остаточный метод финансирования.
  • В потреблении культурных благ отсутствует прямая экономическая выгода.

 

В процессе производства продукции используют самый редкий и самый сложный экономический ресурс- интеллектуальные и творческие способности.

 

Экономическая форма продуктов культуры


Экономической формой продуктов являются услуги и товары.


Товар представляет собой труд в форме вещи, который создан для обмена. Товары можно накапливать, хранить, транспортировать, что нельзя сделать с услугами. Некоторая часть продуктов культуры создается внутри отрасли( скульптуры, памятники, картины, произведения искусства). Товары культуры можно индивидуализировать.


Полезный труд, который совершается для обмена, называют услугой. Услуги бывают чистыми и материальными. Создают чистые услуги цирки, выставочные залы, библиотеки, театры, оперы, кинотеатры и прочее. Индивидуальные производители таких услуг являются художники, постановщики и др.Материальные услуги производятся в реставрационных мастерских.


Пропорции между рынками товаров и услуг подвижны. Услуга, которая состоит в том, что вещь доводят до потребления является этапом производства( конечным). Значительно расширились рынки товаров культуры, а рынки услуг- сужаются, за счет глобальной информатизации.

 

Потребители и производители продукции культуры


Делят все блага на частные, общественные и смешанные.


Обладают общественные блага свойствами неконкурентности и неисключаемости.


Неконкурентность подразумевает, что благо неделимо и потребляется совместно; если один человек потребил благо, то это не сокращает потребление блага другим человеком. Если увеличить число потребителей,это не снизит полезность.


Неисключаемость подразумевает, что потребление блага одним человеком не исключает его из потребления другого человека. 


Примеры общественных благ: продукция национальной обороны(обороноспособность), продукция государственного управления( регулируется отношения в стране). Отрасль культуры создает общественные блага: парки, заповедники, театрализованные праздники, скульптуры, государственное управление отраслью культуры.


Общегосударственные блага потребляются людьми бесплатно, а создаются за счет сбора налогов принудительным характером от лица государства, также средства финансируются добровольно. Решающую роль при создании благ играет государство.


Антиподом общественных благ служат частные блага.


Свойства частных благ:


Конкурентность это значит,что благо делимо, потребление блага одним человеком уменьшает потребление другого.


Исключаемость подразумевает, что потребляемые блага одним человеком исключает потребление блага другим(единица блага приносит пользу только покупателю). Примеры: обувь,продукты питания, одежда и др.На основе рыночной системы создаются частные блага частными производителями. В культуре частные блага не создаются.


Смешанные принимают промежуточное положение между первыми двумя. Они имеют свойства ограниченной неконкурентности, это значит.что благо делимо и объем потребления уменьшается с ростом количества потребителей.


Так, порциями продукции театра будут спектакли, их можно назвать объектами оптовой реализации. Они потребляются индивидуально и вместе с тем, потребление происходит с остальными зрителями.


Также свойством будет ограниченная неисключаемость, этозначит, что в процессе потребления блага часть эффекта, достается другому субъекту, который не заказывал и не платил за благо(внешний эффект). Полную исключаемость при производстве смешанных благ обеспечить невозможно.


Различают внешние эффекты по:

 

  • Масштабу
  • Долгосрочности воздействия
  • Положительные
  • Отрицательные


Государство провоцирует потребление благ за счет помощи бюджетным расходам, создавая бесплатные блага( например, библиотеки), организовывает труды благотворителей, которые предоставляют гранты для создателей благ.
Блага культуры правильно формируют и развивают общественное сознание, они сохраняются и передаются поколениям.

Государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого уровня благ культуры при помощи государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. Они вместе финансируют театры, музеи, филармонии, а частный сектор- кинотеатры, шоу-программы, казино.


Содержание продуктов в отрасли выделяет 2 подотрасли:


Искусство, где создаются культурные блага и происходит просвещение культурное.


Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.

Определение отраслей – классификация производителей продукции по видам их экономической деятельности – основывается на следующей совокупности.

 

Черты экономической деятельности


Можно выделить следующие черты, которые характерны для экономической деятельности субъектов в отрасли культуры:

 

  • продукцией отрасли служит культурное благо, которое предназначено для удовлетворения художественных, культурных потребностей и направлена на эстетическое образование потребителя;
  • главная производственная деятельность имеет в некой мере творческий характер
  • технология производства и потребления продуктов культуры основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия;
  • главными факторами, которые определяют цену продукции являются уникальность и художественность;
  • продукты культуры бывают штучные или производится небольшими партиями, поэтому у производства мелкосерийный или единичный характер;
  • предметом и главным материалом служит потребитель продукции, в связи этим, процесс «отработки людей людьми» требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства – работников. Получается, что требования к работникам выдвигаются высокие, а производство трудоемкое.
  • предложением выступают творческие способности работников;
  • спросом выступает свободное время посетителя, от его объема зависит технологический ритм и финансовые ресурсы производства;
  • средства производства играют дополнительную роль и не влияют на производительность труда;

 

Инфраструктура культурной области быстро развивается. Её образуют книгоиздательства, производства звукозаписи, мастерские, гастрольные и рекламные агентства, учреждения образования, кинофабрики, методические центры, институты, управления культурой.


Функции организаций инфраструктуры:

 

  • управленческие;
  • производственные;
  • образовательные;
  • научно-методические;
  • снабженческо-сбытовые.

 

Сферу культуры образуют инфраструктура и отрасль культуры. Сфера культуры занимается производством культуры, созданием условий для распространения.

 

Цена и её функции на рынке культуры


Ценой можно назвать количество денег, за которые продается и покупается единица товара или услуги.


Функции цены:

 

  • Измерительная. Предприниматель способен оплатить все ресурсы, которые используются в процессе производства благ. Что может развить бизнес, привлечь инвесторов.
  • Стимулирующая. Цены стимулируют производственный процесс, посредством подсчета прибыли и затрат. Прибыль должна быть выше чем затраты.
  • Распределительная. Между отраслями распределяется национальная прибыль, также идет распределение между регионами, собственниками, населением(группы населения). Эта функция показывает в чью пользу идет движение распределения(потребитель или изготовитель).
  • Баланс между спросом и предложением

 

Виды цен и от чего они зависят


Виды цен на рынке культуры:

 

  • контрактные – устанавливаются между продавцом и покупателем, фиксируются в договоре и действуют на его срок(при приеме на работу)
  • цены ярмарок и выставок характеризуются своим уровнем(рынок художественный)
  • аукционные показывают ход продаж на аукционах .
  • бюджетные ассигнования устанавливаются государством и муниципальными образованиями;
  • жестко фиксированные цены
  • свободные цены не подвержены прямому вмешательству и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка.

 

Влияющими факторами ценообразования выступают внутренние и внешние.

 

Внешние: внешняя политика, социальная и политическая ситуация, спрос на продукты культуры, гос. регулирование экономики.


Внутренние: технология производства, себестоимость, раскрученость бренда.
Но все же основным фактором, который определяет цену, является редкость(чем меньше предложение, тем выше спрос, и следовательно цена).


Часть специфических и традиционных ресурсов не имеют денежной оценки. В отличии от многих других отраслей, в культуре выше цена не означает лучшее качество, это часто приводит к формированию низкокачественных продуктов.

  • введение в тему и общие понятия
  • характеристика портебительских качеств продуктов
  • смыслы понятия культура
  • черты культурных благ
  • экономическая форма продуктов культуры
  • товар и услуга
  • потребители и производители продукции культуры
  • черты экономической деятельности
  • функции организации инфраструктыры
  • цена и её функции на рынке культуры
  • виды цен и от чего они зависят
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP