В минувшие выходные в Брюсселе в крайне напряженной обстановке проходили переговоры между Грецией и тройкой кредиторов по вопросу государственного долга страны. Инвесторы возлагали большие надежды на их исход, однако надеждам так и не суждено было оправдаться. Переговоры по греческому долгу провалились – кредиторы отвергли новые предложения правительства страны об экономическом оздоровлении и отказались продлить программу финансовой помощи даже до референдума 5 июля, назначенного последними, а сами власти отказались выполнять требования кредиторов и заявили о возможном дефолте и выходе из Еврозоны. А между тем, среди населения страны возникает паника – вкладчики массово снимают деньги с депозитов, даже депутаты парламента в спешном порядке сняли со счетов все средства, чтобы сохранить их от возможного краха банковского сектора. В результате, Греция оказалась в шаге от дефолта – уже 30 июня предстоит погасить 1.6 млрд. евро по внешним обязательствам, и этих денег в стране нет, что собственно Правительство и подтвердило в минувший вечер. Одновременно с этим, европейские власти заявляют о необходимости готовиться к худшему сценарию, по которому ситуация собственно пока и развивается.
А между тем, дефолт Греции грозит европейской экономике очередной рецессией – уже третьей с кризиса 2008-2009 гг., однако она возможно будет даже более глубокой. В свою очередь, экономический кризис непосредственно в Европе может спровоцировать общемировую депрессию, и в этом случае пострадают все без исключения страны мира, особенно развивающиеся. Несмотря на то, что ВВП Греции составляет лишь 2% от общеевропейской экономики, а общий долг менее 3%, тем не менее крах греческой банковской системы нанесет Еврозоне ущерб более чем на 400 млрд. евро буквально в течение 2-3 месяцев, а всего же в течение года, если Греция выйдет из валютного союза, общие убытки могут достичь 0.6 трлн. евро. В конечном итоге, вся эта ситуация будет бить по европейской финансовой системе, которая и так переживает не лучшие времена. В дальнейшем, кризис из финансового сектора будет ретранслироваться в реальные сектора европейской экономики, и в ближайшие два года сокращение ВВП Евросоюза составит более 4%.
Кроме непосредственно Еврозоны, пострадают также страны Центральной и Восточной Европы. В частности, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны тесно связаны с греческим банковским сектором – у многих крупных банков Греции в соответствующих странах есть свои филиалы, а население хранит в них большие накопления. Это негативно скажется на национальных валютах соответствующих стран, которые могут девальвироваться к доллару дополнительно на 25-30%, а к евро – на 10-15%. В итоге, вся Европа, и даже Германия, окажутся в рецессии как минимум до конца 2016 года.
Однако самые тяжелые последствия будут не от самого греческого дефолта, поскольку объем экономики страны сравнительно небольшой для Еврозоны, а сам прецедент. Первый суверенный дефолт в зоне евро серьезно подорвет доверие мировых инвесторов к европейским активам в целом и евро в частности, что рискует лишить последнюю статуса резервной валюты. Более того, ввиду того, что Греция все больше сближается с Россией и Китаем, а также имеет очень важное стратегическое положение, это создает значительные геополитические проблемы западным странам и подорвет их положение на европейском континенте в целом. При этом, учитывая очень тесные связи греческих и кипрских банков, вслед за Грецией дефолт может также объявить и Кипр, а затем Португалия, также страдающая от непомерно высокой долговой нагрузки (общий государственный долг превышает 140% от ВВП – более 120 млрд. евро). Далее может начаться цепная реакция – Испания, казалось бы активно восстанавливающая свои позиции в последние несколько кварталов, снова окажется в кризисе, Италия будет испытывать большие трудности (особенно в финансовом секторе), Франция окажется в рецессии из-за тесной интеграции с экономиками южных стран Европы, а Германия пострадает из-за общей нестабильности и сокращения экспорта в европейские страны (особенно в восточные). А учитывая масштабы европейской экономики (свыше 12 трлн. евро), эта ситуация грозит перерасти в кризис общемирового уровня и обвалить в том числе и нефтяные котировки.
В конечном итоге, от развязки этой истории будут только проигравшие. Вероятность достижения экстренной договоренности хотя бы о временном продолжении программы финансовой помощи Греции очень небольшая и уже завтра дефолт, который уже состоялся де-факто, состоится де-юре. Наиболее пострадавшим в этой ситуации будет, конечно, сама Греция, экономика которой может обвалиться в первые два года на 12-15%, а национальная валюта драхма (в случае ее введения и отказа от евро) рухнет к мировым валютам минимум на 50%. На восстановление потребуется не менее 6-7 лет. А между тем, подобное развитие событий ставит крест не только на возможное дальнейшее расширение ЕС, но и вполне вероятно на сам проект единой Европы как таковой. Для России все это означает крайне негативные последствия, которые, впрочем, благодаря санкций будут несколько сглажены.