Интервью: Адам Граймс (Adam Grimes) о техническом анализе и манименеджменте

За плечами у Адама Граймса два десятилетия работы трейдером, аналитиком и разработчиком систем. Граймс начинал торговлю с сельскохозяйственных товаров и фьючерсов. Затем он перешел на валютные фьючерсы, фьючерсы на индексы и отдельные акции. Его опыт торговли охватывает все основные классы активов: фьючерсы, валюты, акции, опционы и другие производные, а также весь спектр таймфреймов - от очень краткосрочного скальпинга до создания портфеля для удержания в течение нескольких лет.

Граймс получил степень магистра делового администрирования в Университете Огайо и в настоящее время является ведущим специалистом по инвестициям в Waverly Advisors, LLC - специализированной компании, занимающейся исследованиями и консультированием. Он составляет для нее ежедневные комментарии рынка и заметки по торговле. До сотрудничества с Waverly Advisors, Граймс занимал должности вице-президента по разработке количественных систем в Level Partners, LLC; старшего аналитика и трейдера в MBF Asset Management  на Нью-Йоркской товарной бирже; и ведущего технического стратега в MB Capital. Граймс является автором книги "Искусство и наука технического анализа: структура рынка, поведение цены и стратегии торговли", вышедшей в 2012 году  в издательстве John Wiley & Sons. Граймс также является соавтором ряда публикаций по финансовой математике и смежным темам, часто выступает и читает лекции по технической торговле, управлению рисками и разработке систем.

Адам, расскажите нам немного о себе и о том, как вы заинтересовались техническим анализом.

Я начал торговать два десятилетия назад, не имея представления о том, что делаю. Я представлял собой идеальный пример розничного трейдера, торговля которого основана на надежде и молитве. Мне катастрофически не хватало капитала, и я забирал быстрые, рациональные и преждевременные убытки. Оглядываясь назад, я понимаю, что мне в этом повезло. Я считаю, что одна из самых плохих вещей, которые могут произойти с трейдером, - это везение в самом начале и зарабатывание значительных денег за счет каких-то иррациональных действий. Этот опыт впоследствии отпечатывается в мозгу. У меня не было такой возможности, потому что в самом начале я стабильно терял деньги.

Именно тогда я понял, что все это гораздо сложнее, чем я предполагал. Я - музыкант, поэтому не имел сильной математической подготовки в процессе учебы в университете. Я понял, что мне нужно приобрести некоторые математические навыки, чтобы уметь работать с данными. Это один из случаев, когда недостаток денег оборачивается преимуществом. У меня не было средств, которые я мог бы бросить на решение этой проблемы, поэтому я вынужден был заняться исследованиями. Я изучал все, что касалось технического анализа, применял кое-что из этого в торговле и зарабатывал деньги множеством различных идей, некоторые из которых были просто безумными.

Причиной, по которой я смог заработать в начале своего пути, было то, что мне посчастливилось торговать внутри дня британский фунт во время азиатского финансового кризиса. Это как раз тот случай, когда я оказался в правильном рынке в нужный момент.

Сейчас я работаю с различными техническими концепциями и стараюсь найти баланс между пониманием происходящего с математической и статистической точек зрения, а также эмоциями, интуицией и психологией.

В сегодняшнем засилье технического анализа мне не нравится то, что он не исследуется должным образом. Существует множество слухов и спекуляций относительно того, почему какие-то вещи должны работать. Но когда вы начинаете перемалывать цифры, то вынуждены столкнуться с совершенно другой реальностью. Вот что работало в моем случае. Я, по сути, торговал все рынки и на всех тайм-фреймах. Я был скальпером, дейтрейдером и составлял портфели для 5- и 10-летнего удержания. А сейчас я сосредоточился на свинговой торговле. Я все это проверил на практике и, по крайней мере, понял, что не работает в моем случае.

Учитывая, что вы - музыкант, был ли у вас учитель, который помогал в освоении рынка, или свои знания финансовых рынков вы приобретали самостоятельно?

Когда я начинал торговать, у меня не было финансового образования. Моя семья не имела опыта работы на финансовых рынках. Я начинал торговлю с сельскохозяйственных товаров, потому что вырос в сельском городке. Я полагал, что имею некоторые представления об этих продуктах. Думаю, что это мне навредило. От своих предубеждений я начал отказываться лишь тогда, когда осознал чистоту валютных рынков.

Я бы сказал, что большое влияние на мои первые годы в торговле оказала трейдер и автор Линда Рашке. Они поправила многие неправильные представления и удержала от инвестирования крупных сумм в глупые вещи. Были и другие люди, которые оказали на меня влияние. Это мог быть брошенный кем-то случайный комментарий или ответ на вопрос по электронной почте. Были и те, с которыми я контактировал постоянно. Я не думаю, что кто-то может научиться этому, не имея наставника. Мне повезло, что я получил такую помощь.

Читая вашу книгу, выясняется, что ваш анализ рынка основывается на двух концепциях: структура рынка и поведение цены. Ваш взгляд на то и другое несколько отличается от других подходов. Не могли бы вы рассказать нам о том, что они означают и как создают основу для вашей торговли?

Я считаю, что одной из проблем при обсуждении рынка является недостаточная четкость языка. Нужно определить термины. Как вы отметили, я использую эти термины немного иначе. Я думаю о структуре рынка - т.е. о прошлых ценах - как о том, что можно увидеть просто глядя на графики. Это очень хорошо поддается чтению.

Основой моего видения рынка является то, что я считаю их случайными. Нет смысла подробно рассматривать свечные модели на минутных графиках или проценты коррекции, потому что на графике очень много случайных движений. Во многих случаях, рассматривая структуру рынка, можно взглянуть на график. Вы можете традиционно распечатать график на бумаге, закрепить его на стене и, ходя взад-вперед по комнате, пытаться понять, что он вам говорит о движении цены. Вы хотите выяснить, происходит ли на рынке большой разворот (и если да, то начинается ли движение вверх или консолидация) или цена находится во флэте и не собирается никуда идти. Это может много сказать вам о характере рынка и о психологии участников рынка.

Помимо этого, существует поведение цены. Когда речь заходит о поведении цены, многие думают, что это означает торговлю просто на основании ценовых баров, которые вы видите на своем экране. В интернет-чатах было много споров о том, что же на самом деле представляет собой торговля на основании поведения цены (т.н. "прайс-экшн") и можно ли торговать этим методом, используя имеющиеся на экране индикаторы. Мне кажется, что нет, ведь нужно стараться понять, как действует рынок. Что происходит, когда цена приближается к предыдущему High? Пройдет ли его цена, или начнутся продажи? Если акцию продают, то как ее покупают? Все это можно увидеть на графиках. Может присутствовать множество свечей с длинными нижними тенями, свидетельствующими о том, что каждый раз, когда в акции начинается большая продажа, находятся желающие ее купить. Можно переключиться на более низкий тайм-фрейм и посмотреть, что происходит там. Например, вы можете увидеть, какие фигуры продолжения появляются на более низком таймфрейме.

Это довольно трудно объяснить, потому что здесь задействовано множество технических факторов, на которые могут быть различные точки зрения. Например, я вижу слабость, в то время как вы наблюдаете только за общей картиной или самыми крупными структурами. Я никогда не скажу: "Было три свечи, которые закрылись на одной отметке за последние три дня". Для меня это означает, что мы анализируем шум. Я считаю, что важно выйти из шума и смотреть на то, что является важным.

Насколько вы учитываете объемы?

Я вообще не смотрю на объемы. Я отношусь к объемам с аналитической точки зрения и продолжаю их исследовать, потому что прекрасно знаю, что многие умные люди утверждают, что объем - это самая важная переменная технического анализа. Но я не могу подтвердить это статистически. К тому же, я прекрасно обхожусь без них.

Вот один из найденный мною примеров, когда объемы действительно оказывают влияние. Когда индексы акций движутся к новым High, делая это на очень низком объеме (а под очень низким объемом я подразумеваю 10-й или 20-й перцентиль), то такое поведение имеет более высокую вероятность неудачи в ближайшем будущем. Это - единственный пример из тысяч и тысяч просмотренных мною моделей, когда объем действительно имеет значение. Но даже здесь, он оказывает минимальное влияние и может быть просто статистической особенностью, которая кажется важной.

Я думаю, что все, что другие читают в объемах, я могу прочесть на графике без объема. Например, если это зона высокого объема, то волатильность на данном участке, скорее всего, тоже будет повышенной. Другими словами, волатильность и объем потенциально являются дублирующими техническими факторами. Поэтому я вообще не использую объем ни в какой роли.

Вы также используете цикл Вайкофа при рассмотрении различных фаз, которые проходит цена. Вы упомянули прайс-экшн и то, как вы смотрите на цену и видите, как действует рынок на важных High или Low. Что вы ищете, чтобы определить, что конкретный цикл окончился и начинается следующий?

Цикл Вайкофа является проблематичным, потому что, с одной стороны, это самая полезная структура, которая у меня есть. Она основана на той идее, что рынок проходит различные фазы. Если бы мне нужно было научить кого-то одной торговой концепции за три минуты, я бы, вероятно, выбрал именно эту. Но я также сказал бы этому человеку, что почти невозможно отличить накопление от распределения. Я видел очень много людей, которые об этом рассуждали и искали подходы с разных сторон. Не думаю, что это можно сделать с какой-то степенью надежности. Я буду использовать цикл Вайкофа в качестве учебного инструмента и во время практических занятий; но уверенно сказать, что акция находилась в стадии накопления или распределения, можно только спустя 6 месяцев после того, как это произошло. То есть, вы читаете общий характер рынка, стараетесь сделать собственные оценки в отношении того, что происходит, и осознаете, что есть значительная вероятность, что вы окажетесь неправы.

Вы смотрите на характер рынка и на графики, но как вы определяете, когда нужно вступать в игру? Войдя в сделку, как вы управляете своими сделками и рисками?

Для меня управление рисками означает, что, первое и самое главное, в каждой сделке, в которую я вхожу, я знаю, где окажусь неправ. Эта точка остановки, в основном, задается в зависимости от волатильности. Я могу сделать это двумя способами: субъективно или с использованием алгоритма. Как правило, я стараюсь держаться на расстоянии 3-4 ATR (средний истинный диапазон) от цены входа на том таймфрейме, на котором торгую. При дейтрейдинге может быть немного по-другому, но если цена доходит до моего стопа, это означает, что я неправ, и я выхожу из сделки. Я знаю свой риск и знаю, где эта точка остановки в каждой сделке.

Что касается того, как я принимаю решение об открытии сделки, то большинство моих входов просты, и я не думаю, что это имеет большое значение. То, что я ищу - это сжатый потенциал рынка. Если я вижу пробой вверх, а затем рынок консолидируется, то мое предположение заключается в том, что цена, вероятно, сделает еще одно усилие вверх. Поэтому я ищу возможность входа в лонг в этом инструменте. Не имеет большого значения, покупаю ли я на откате или на пробое. Я часто покупаю просто пробой High предыдущего бара. Вхожу ли я на закрытии бара, который закрывается выше High предыдущего дня? Ну, я могу сделать это. Но в этом случае я не буду входить на больших повышающихся днях. Здесь должна быть некоторая хитрость.

Я бы сказал, что техника входа не так важна, как определение потенциала сделки. Управление сделкой является критически важным. Я ограничиваю свой риск за счет эффективного применения стопов по времени. Когда я в позиции, а цена никуда не идет в течение некоторого времени после моего входа, я сокращаю свой риск. Я все просматриваю ежедневно. Я знаю, каковы мои прибыль и убыток в процентном отношении от начального риска. Другими словами, например, я буду знать, снизился ли мой исходный риск на 30% или вырос в 1.5 раза. Я также знаю свой текущий риск в процентном отношении к исходному.

Если цена никуда не идет, я подтягиваю стоп. В результате, мой риск может составлять 60% от начального. В конечном итоге, если цена немного движется в мою сторону, а я в достаточной степени подтянул стоп, то я знаю, что мой риск очень мал - около 10% от исходного. Мне даже не нужно думать об этой сделке. В этот момент сделка, по сути, представляет собой опцион Call. С точки зрения теории игр, это не совсем так, поскольку существует вероятность того, что произойдет большой гэп против меня, который может привести к неожиданному убытку. Но все равно, такое представление является эффективным.

Так вкратце выглядят мой ход мыслей и мое управление рисками. Иногда я применяю агрессивные, короткие стопы. Но думаю, что в целом, я использую более широкие стопы, чем большинство свинг-трейдеров. Я предпочитаю давать ситуации время для развития. Опять же, с ретроспективной точки зрения, это связано с моими взглядами на рынок, а именно: большинство из того, что вы видите на рынке, представляет собой шум. Рынок - это хороший генератор случайных чисел.

Когда вы смотрите на графики, как много таймфреймов вы наблюдаете?

Я смотрю на множество графиков по несколько раз в день. Я пролистываю несколько сотен графиков. В настоящее время, учитывая текущее состояние рынка, это, наверное, 800-900 графиков по несколько раз в день. Это не так страшно, как может показаться, потому что, прежде всего, снова и снова просматриваются одни и те же графики. Память сохраняет эти графики. Это не значит, что я могу с закрытыми глазами нарисовать на чистом листе любой график; но на этой неделе я пять раз смотрел на график Delta Airlines и, поскольку я делал это так часто, мне требуется лишь беглый взгляд на экран, чтобы увидеть, произошло ли там нечто интересное или необычное.

Я смотрю на дневной и недельный таймфреймы. Влияние различных таймфреймов важно, но я полагаю, что многое можно заметить используя всего один график. Я могу смотреть на дневной график, но при этом видеть, что происходит на недельном графике. И если меня что-то смущает, я обращусь к недельному графику. Это нелинейный процесс. Это, скорее, возвратно-поступательный процесс. Но большую часть времени я смотрю на два таймфрейма на графиках.

Как вы готовитесь к торговому дню? Как выглядит ваш типичный день?

Каждый день отличается от других. Это зависит от типа торговли, который я собираюсь использовать. Когда я был дейтрейдером, особая подготовка не требовалась, потому что я в течение всего дня был в процессе и должен был знать все, что могло произойти. Да, нужно делать домашнее задание. Например, нужно знать выходящие отчеты, а по отдельным акциям нужно покопаться в новостных отчетах.

В качестве свинг-трейдера, я делаю больше домашнего задания вне торговой сессии, чем когда торговал внутри дня. Так, учитывая, что мы живем в условиях гораздо более глобализированного рынка, чем 5 или 10 лет назад, я некоторое время вне торговой сессии трачу, чтобы понять, что происходит в Азии и Европе.

Я не имею болезненного пристрастия сидеть всю ночь перед экраном, но редко случается, чтобы я не проверил котировки хотя бы 5-6 раз за ночь. Если по какой-то причине мне доводится встать с постели в 5 утра, я иду взглянуть на цены и на то, что происходит с европейскими акциями, как ведет себя золото и т.д. Я думаю что это важно - держать руку на пульсе и иметь понимание глобального потока ордеров. А затем, конечно, я смотрю на каждую свою открытую сделку, на всех рынках. Я проверяю стопы и риски.

Но в отношении подготовки к торговле, какой-то магической процедуры, которой бы я следовал ежедневно, нет.

Вы торгуете уже 20 лет. Заметили ли вы какие-то существенные изменения в поведении рынка за этот период времени?

Я не перестаю делать обширную статистическую работу и непрерывно провожу исследования. Это то, чем постоянно должен заниматься ищущий трейдер. Нужно оставаться на вершине и искать, что может измениться. Думаю, что некоторые вещи внутри дня, например, такие простые модели, как закрытие гэпа, теряют силу. Это естественно, если мы говорим о более глобальном рынке, который никогда не закрывается.

Думаю, что некоторые небольшие изменения имеются. Многие винят в этом алгоритмических и высокочастотных трейдеров, но я думаю, что это неправильно. Возможно, люди не вполне поняли эту часть пазла. Сегодня толпа имеет гораздо лучший доступ к информации. Нужно не забывать, что многие высокочастотные трейдеры торгуют для своих клиентов. Думаю, что ситуация вокруг них слишком раздута. Конечно, имеют место злоупотребления, а в некоторых случаях, я бы сказал, - "хищническая ликвидность". Но главное, что толпа имеет лучший доступ к более прозрачным рынкам, чем за всю предыдущую историю рынка.

Мое субъективное мнение: сейчас больше периодов, когда рынки относительно сбалансированы. Они находятся в равновесии и никуда не движутся. Мы наблюдаем продолжительные периоды трендовых движений. Опять же, с точки зрения статистики, случайность в значительной степени зависит от того, как вы справляетесь с ситуацией. Можно найти любые модели, которые вы ищете. Но нет чего-то такого, что действительно выделялось бы и демонстрировало яркое изменение.

В своей работе я стараюсь использовать данные за длительный период в прошлом. Многие хотят фокусироваться только на последних данных, скажем, за последний год или последние три года. И в этом есть смысл. Думаю, что это просто нечто другое. Но я буду заглядывать в прошлое гораздо дальше. Если я смотрю на акции, то посмотрю на те, у которых есть история за 1970-е, 1960-е и даже 1940-е годы. В начале, когда я напряженно работал над проверкой своей идеи, то смотрел цены на сырье в средние века. Фактически, у меня есть данные по ценам на зерно в Англии, датируемые 1300-ми годами. Способ записи цен несколько отличался, но можно заметить много знакомых моделей. Пока на рынках торгуют люди, они будут продолжать совершать те же ошибки. Люди испытывают те же эмоции, поэтому существует постоянство моделей, которые генерирует рынок.

Несомненно. Некоторые ошибки, которые вы совершали в начале своей карьеры трейдера, такие как недостаток средств, будут повторяться любым начинающим трейдером. Есть ли у вас какой-то совет для начинающих трейдеров?

Я полагаю, что недостаток средств - одна из причин, почему людей привлекает дейтрейдинг. Они думают, что могут ограничить свои риски за счет использования меньшего капитала. На самом деле, они просто берут нечто сложное и усложняют его еще больше. Недостаток средств, чрезмерное плечо и торговля, слишком опирающаяся на надежду, - распространенные среди трейдеров явления.

Многое из того, что вы слышите о торговле, на самом деле является неправдой или правдой только в определенных случаях. Например, вы постоянно слышите, что "нельзя добавляться в убыточных позициях". Это может относиться к определенным типам торговли, но есть стили, предусматривающие добавление в убыточных позициях. Одним из немногих правдивых утверждений, которое распространяется на все стили торговли, является важность правильной капитализации и использование правильного управления рисками. Т.е. идея заключается в том, что можно торговать "достаточно маленькими" позициями, соответствующими размеру вашего капитала. Если вы торгуете большими позициями, то используете чрезмерное плечо при недостаточном капитале. Это долго продолжаться не может. И это будет очень тяжело.

  • технический анализ
  • манименеджмент
  • Адам Граймс
  • Adam Grimes
  • интервью с трейдером
X

Похожие публикации

Комментарии (18)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP