Наценка – это определенная денежная сумма (или процент от цены какого-либо товара), на которую повышена себестоимость товара или услуги. Наценки на товар производятся несколько раз на каждом этапе производства или продажи, чтобы производители или посредники могли не только окупить свои расходы, но и получить прибыль от продажи товара конечному потребителю.
Функции наценки и ее расчет
Первая и основная функция наценки – вернуть производителю товара вложенный капитал. В себестоимость произведенного товара входят затраты на средства производства и рабочую силу, без которых сделать конкретное изделие было бы невозможно. Однако при выводе продукции на рынок возникает дополнительная статья расходов, например, налоговые платежи, аренда помещения для продажи, оплата труда продавцов и так далее. Наценка на товар позволяет окупить именно дополнительные расходы.
Вторая немаловажная функция наценки – возможность оказывать влияние на потребительский спрос. Многие предприниматели при выводе товара на рынок делают на него значительную наценку и стремятся распродать как можно большему числу потребителей. Определенное количество товара остается, и предприниматели уменьшают наценку, привлекая покупателей «скидочными акциями». Скидка почти никогда не бывает предпринимателю в ущерб, в крайнем случае он не получает никакой прибыли, но полностью окупает расходы.
Третья функция – страховка на случай будущих финансовых неурядиц. Если в будущем дела предпринимателя пойдут плохо, доход от наценок позволит, по крайней мере, остановить бизнес и не сделаться банкротом. Если бы товар продавался только по себестоимости (как это было в СССР) вероятность экономического краха повысилась бы в разы.
Чтобы высчитать наценку, необходимо разделить разность между ценой и себестоимостью товара на себестоимость, которая будет являться суммой затрат на создание изделия. Поскольку наценки чаще всего выражаются в процентах, получившееся значение необходимо умножить на сто. Например, для определения наценки товара, который продается за 150 рублей и себестоимость которого составляет 100 рублей, отнимем от ста пятидесяти рублей сто и разделим на сто пятьдесят, после чего (для получения процентов) умножим на 100. Вычитаем: 150-100=50, делим на себестоимость: 50/100=0,5, умножаем на сто процентов: 100*0,5 = 50 процентов. Мы высчитали, что наценка равна пятидесяти процентам. Нередко наценки на товар составляют сто и более процентов.