Оптимальный уровень производства

Признаком оптимизации производства служит достижение максимально прибыльного выпуска продукции при минимально возможных издержках. Результат оптимального производственного процесса зависит от влияния внешних и внутренних факторов.

 

Отправные точки для оптимизации производства


Отправные точки для оптимизации производстваОптимальный объем выпускаемой продукции достигается в результате взаимосвязи решаемых технологических и управленческих задач, построенных на анализе и математическом подходе.


Обеспечение конечной цели производителя – получения прибыли требует проведения анализа:


• Потребительского рынка в разрезе категорий и характеристик товара.
• Состава постоянных и переменных издержек.
• Влияния изменения структуры издержек на оптимальный выпуск продукции.
• Минимально допустимой цены продукции в точке безубыточности.
• Определение взаимосвязей факторов влияния на объем выпуска.


Проведение исследований направлено на конкретный вид единицы продукции, что позволяет получать точные данные анализа.

 

Баланс потребительского спроса и предложения


Динамика изменения рыночного спроса на продукцию влияет на стратегию компании по выпуску товаров. Объем производства снижается:


• если издержки производства выше рыночной цены товара;
• при отсутствии спроса на продукцию или перенасыщении рынка;
• в случае необходимости регулирования удовлетворения потребительского спроса.


Выигрышную позицию при определении целесообразности выпуска занимают монополисты и производители узких категорий товара. Продукция, предлагаемая монополистом в товарном сегменте, легко регулируется по стоимостному показателю и объему предложения.


В условиях конкуренции и наличия на рынке взаимозаменяемых товаров возможности производителей снижаются. На оптимальный объем производства влияют факторы потребительского спроса, а количество выпускаемой продукции определяют исходя из величины сбыта. В оценке оптимизации выпуска учитываются позиции конкурентов.

 

Виды затрат на выпуск продукции


Состав валовых издержек формируется из постоянных и переменных видов. К постоянным издержкам относятся затраты, величина которых не влияет на объем производства. Расходы производитель несет вне зависимости от интенсивности выпуска продукции. К постоянным затратам относятся:


• амортизационные отчисления;
• ряд коммунальных расходов;
оплата труда управленцев;
• налоги, зависящие от физического показателя (транспортный, земельный, налог на имущество и аналоги).


Величина и состав переменных издержек напрямую зависят от количества выпускаемой продукции. К непостоянным видам расходов относятся:


• сырье, материалы и комплектующие;
• инструмент и оснастка;
• оплата труда рабочих, занятых в процессе производства;
налогообложение.


Предприятия самостоятельно определяют состав издержек и закрепляют структуру в учетной политике. Для операционного анализа производится калькуляция затрат по статьям.

 

Влияние состава издержек на механизм ценообразования


Виды затрат на выпуск продукцииПри неизменной цене реализации продукции уменьшение затрат на единицу товара приводит к увеличению части прибыли. Одной из форм оптимизации является изменение баланса между постоянными и переменными издержками. Рост объема выпуска продукции влияет на увеличение переменных расходов, постоянные виды затрат остаются неизменными. Регулируя количественный состав долей, достигается оптимальный баланс издержек.


Структура постоянных и переменных затрат отличается при расчете параметров:


• Планового выпуска, при котором четко определяется величина каждой составляющей. Для расчета используются фактические данные.
• Дополнительного выпуска, основанием для которого служит потребность рынка.


При дополнительном выпуске достигается снижение цены продукции. Доля постоянных издержек в дополнительной партии продукции отсутствует (покрыта плановым выпуском) и полученная разница переходит в категорию прибыли. В результате обеспечивается резерв минимально допустимой цены, что позволяет осуществлять конкурентоспособные скидки и сезонные распродажи товаров.

 

Определение уровня безубыточного производства


Оптимальный уровень объема производства расположен в границах минимально допустимой и предельно возможной величины выпуска. Для планирования количества выпуска продукции важно определить минимальный уровень – нижнюю границу безубыточности.


Расчет точки безубыточности (ТБ) производится отнесением показателей переменных, постоянных расходов на объем выпуска продукции (количество товара) и цену единицы продукции. Вычисление критической точки осуществляется графическим способом.


Определение критического уровня выпуска позволяет:


• Поддерживать минимально допустимый выпуск в период, неблагоприятный для сбыта продукции. Необходимость может возникнуть в условиях сезонности или высокого конкурентного предложения рынка.
• Выявить слабые места и возможные проблемы количественного выпуска продукции. Показатель дает возможность варьировать параметры затрат и объема.
• Исключить из производства продукцию с убыточными показателями.


Точный показатель и использование расчетных данных можно использовать только при неизменности данных в определенную единицу времени. При изменении структуры выпускаемых товаров, цены продажи или величины затрат потребуется произвести новый расчет.

 

Определение взаимосвязей факторов для оптимизации производства


Определение взаимосвязей факторов для оптимизации производстваЗадача производственного процесса состоит в получении максимальной отдачи от мощностей и людских ресурсов. На технико-экономические показатели влияют внешние и внутренние факторы. Внепроизводственные причины возникают при:


• изменении сырьевого и потребительского рынка;
• увеличении транспортных затрат.


Внутренние факторы основываются на:


• техническом уровне оснащенности предприятия;
• обеспечении складского хранения материалов и готовой продукции;
• системе менеджмента и организации труда.


Для определения оптимального уровня производства недостаточно определить суммарный безубыточный объем выручки и издержек. На практике важным показателем является оптимальный размер партии. Учитываются величины затрат:


• требуемые для реализации заказа;
• необходимые для сохранности запасов и продукции.


К примеру, можно определить влияние использования производственных мощностей на величину переменных издержек. Величина доли затрат снижается в суммарной величине при более полном использовании мощностей и увеличивается при снижении производительности, что, в свою очередь, влияет на прибыль. В свою очередь, увеличение выпуска потребует использования больших площадей для хранения запасов.


Поиск взаимосвязей между показателями позволяет выработать степень влияния на оптимальный выпуск. Частым вариантом поиска взаимодействия факторов выступают сочетание автоматизации труда и капиталовложений. Подбор вариантов осуществляется для однотипных единиц товаров. Сравнительный анализ проводится в количественной или стоимостной оценке.


Для простоты восприятия аналитики используют материалы в виде таблиц или диаграмм. Наиболее наглядный способ достигается с помощью графиков и кривых линий – изоквант. Графический метод позволяет получить информацию о возможном замещении при изменении исходных данных.


Практическая польза получения информации о замещении позволяет рассматривать, например, возможность увеличения автоматизации и механизации труда в сравнении с использованием затрат ручных работ. В распространенном варианте метод применяется при подборе сырья или материалов как доля переменных издержек в стоимости готовой продукции.

 

Основа для определения оптимального уровня производственного выпуска


Стратегия предприятия по достижению оптимального уровня производства сводится к взаимосвязи факторов влияния на процесс. При помощи сводных данных оценки и анализа достигаются:


• Определение объема выпуска, при котором возникает финансовая устойчивость. Показатель основываются на расчете точки безубыточности.
• Получение данных о целесообразности выпуска ряда видов продукции. Ассортиментная политика определяется на показателях соотношения средних издержек к затратам выпуска единицы продукции.
• Поиск внутренних и внешних факторов, влияющих на ценообразование.
• Определение предпринимательского риска как результат изучения конъектурного спроса.


Совокупность факторов позволяет получить оптимальный уровень производства ассортиментных единиц и предприятия в целом.


Величина оптимального уровня производства определяет прибыль и рентабельность предприятия. Получение данных об оптимизации достигают расчетным путем, при котором сопоставляются показатели объема выручки, издержек, спроса, иных взаимосвязанных параметров. Анализируя внешние и внутренние факторы влияния, достигаются максимальные объемы выпуска при минимальных издержках.

  • механизм ценообразования
  • оптимальный уровень производства
  • оптимизация производства
  • баланс спроса и предложения
  • виды затрат
  • выпуск продукции
  • состав издержек
  • безубыточное производство
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP