Поскольку в настоящее время, что Brent, что WTI перманентно пребывают за горизонтом цены в $100/барр., многие крупные потребители топлива находятся в столь же перманентном поиске инновационных хеджевых стратегий, который бы защитили их от высоких ценовой волатильности. Кроме того, некоторые компании не хотят или просто не имеют возможности тратиться на премии при покупке опционов. Отталкиваясь от всего сказанного, приходим к выводу, что наиболее предпочтительной стратегией при таких вводных является своп с элементами участия.
Потребительский своп с элементами участия – это сочетание свопа с фиксированной ценой и опциона пут. Данная стратегия как нельзя лучше подойдет именно потребителям топлива поскольку опцион пут страхует держателя от падения цен. Тем не менее, разница заключается в том, что потребитель не оплачивает премию к опциону во время экспирации, что требуют условия обычного опциона пут. Премия уже встроена в тело самого опциона.
Предположим, что вы – крупная компания, нуждающаяся в топливе. Вам необходимо захеджировать поставку 210 000 галлонов (5 000 баррелей) для потребления в сентябре. В своей бизнес-стратегии Вы закладываете параметр того, что с 50% от объема поставки (105 000 галлонов) компания должна извлечь прибыль даже при условии падения цены. Как было обговорено нами выше, Вы не готовы/ не в состоянии оплатить авансовый платеж в виде премии к опциону. Как результат, представляется возможность захеджироваться на 50% ULSD (дизельное топливо с низким содержанием серы).
Исходя из текущей рыночной конъюнктуры, Ваши контрагенты предлагают Вам приобрести сентябрьский контракт на 210 000 галл. топлива по $3,10/галл. Цена свопа с элементами участия определяется через цену календарного свопа на сентябрьский контракт по ULSD ($3,06/галл за весь объем) плюс премия за среднюю цену сентябрьского контракта опциона пут ($0,0750/галл. за партию в 105 000 галл.) Получаем чистую прибыль в размере $3,0975/галл. На практике стоит еще учитывать стоимость капитала и маржу прибыли, но сейчас мы эти показатели опустим.
Как можно видеть из графика выше, при условии исполнения цены опциона на ULSD в октябре на уровне 3,0975, доход от хеджевой стратегии составит в среднем по месяцу минус 3,0975, помноженное на 210 000 галл. Т.е., если цены на фьючерс в месяц исполнения будут соответствовать среднему показателю за сентябрь – $3,25/галл. – прибыль от хеджирования составит $0,1525/галл. или $32 025.
С другой сторон, если фьючерсы на ULSD в месяц исполнения в среднем будут меньше $3,0975/галл. в течении сентября, Ваша компания будет вынуждена нести убыток, эквивалентный $3,0975/галл. за вычетом средней цены, умноженной на 105 000 галл. Например, если цена фьючерсов на ULSD в месяц исполнения в среднем составит $2,75/галл., убыток от хеджирования для Вашей компании составит $0,17375/галл. ($0,3475 *50%) или $36 487,50.
Для сравнения, если бы Вы просто хеджировали сентябрьский контракт на ULSD с фиксированной ценой в $3,06/галл., то при средней стоимости в $3,25/галл. в первом месяце получили бы прибыль в $0,1900/галл. или $39 900. C другой стороны, при хеджировании сентябрьского контракта на ULSD фиксированной ценой свопа в $3,06/галл. и средней ценой исполнения контракта в $2,75/галл. дает убыток в $0,31/галл. или $65 100.
Как показывают все эти примеры, потребительские свопы с элементом участия позволяют потребителю топлива удержать часть прибыли (в данном случае, 50%) даже в случае снижения цен, одновременно оставаясь полностью застрахованным от их роста. Альтернатива заключается лишь в том, что цена на своп с участием несколько выше цены «нормального» свопа и включает в себя стоимость (премию) опциона пут (собственно, элемент участия), встроенного в стоимость самого свопа.