Этот вид риска может возникнуть на разных уровнях - как микро, так и макро. Когда предприятие или государство выпускают ценные бумаги, например, облигации, но впоследствии не могут расплатиться по ним, наступает так называемый дефолт. По-другому этот вид риска называется кредитным, потому как он так или иначе связан с процессом займа денежных средств.
Причины повышения риска дефолта
В основном это связано с резким ухудшением положения компании или государства, причем не только в финансовом плане. Причиной дефолта могут стать:
- Плохая репутация.
- Падение уровня оборота.
- Появление новых конкурентов с множеством преимуществ.
- Общее падение в отрасли, в которой работает фирма.
- Кризисное состояние в экономике (в том числе мировой).
- Проблемы на рынке ценных бумаг.
Как оценивать риск?
На любом предприятии существует отдел, который занимается оценкой финансового состояния фирмы и связанных с ним рисков. Обычно это не просто бухгалтерия, а специальное подразделение с опытными аналитиками. Они собирают данные, консолидируют их и проводят глубокий анализ. Когда рассматривается риск дефолта, специалисты обращают внимание на следующие показатели:
- Вероятность того, что наступит дефолт – оценивается время, в течение которого организация может стать банкротом.
- Кредитный рейтинг – это положение фирмы в своеобразном списке с точки зрения ее надежности. Чем выше уровень доверия, репутация, положение отрасли, тем лучше будет сам рейтинг.
- Изменение положения фирмы с точки зрения надежности.
- Объем рисковых средств – количество денег, по которым должна отвечать фирма. Чем оно больше, тем выше вероятность наступления дефолта.
- Возможные потери – величина денежных средств, которую можно утратить в случае отсутствия способности оплатить долги.
Такой анализ может проводиться для фирмы в целом и для каких-то отдельных сделок. Если рассматривать каждую операцию отдельно, то оценка выйдет более точной.
Как избежать возникновения риска дефолта?
На данный момент существует два способа, которые помогают фирмам справляться с возможными денежными трудностями.
- Факторинг – это процесс выкупа третьей стороной дебиторской задолженности у компании. Иными словами, предприятие, которое не может ждать выплаты, обращается к агенту-фактору, выплачивающему клиенту определенный процент от суммы соответствующей сделки (обычно 80-90%).
- Страхование – заключение договора с соответствующей компанией, которая при наступлении определенных условий возьмет на себя обязательства по возмещению денежных средств.
И тот, и другой способ могут стоить недешево – все зависит от репутации фирмы и состояния ее имущества. Чем они хуже, тем более высокой будет плата за переложение риска.