Под розничными продажами подразумевается торговля небольшим количеством товаров или услуг. Реализация товаров происходит через сеть специализированных предприятий, которые продают товар поштучно. В качестве субъекта выступает продавец, а объектом является покупатель. Причем неважно, приобретает он товар или услугу для личного пользования, или для последующей перепродажи.
История возникновения розничных продаж в России
Еще в древние времена между людьми производился обмен товарами и услугами. Розничные продажи берут свое начало от торговли на площадях. Впоследствии для этой цели были организованы рынки. В дореволюционной России торговля была очень хорошо поставлена. Купцы снабжали население самыми разнообразными товарами как отечественного, так и заграничного производства.
Все купцы объединялись в гильдии в зависимости от объемов торгового оборота. Члены самой низшей, третьей гильдии продавали в год товары на сумму до 5 тыс. рублей. Годовой оборот представителя второй гильдии ограничивался суммой в сто тысяч. А самые богатые купцы принадлежали к высшей, первой гильдии и продавали в год товаров более чем на сто тысяч рублей.
Розничные продажи на современном этапе
В современной России правоотношения между покупателем и продавцом формируются, исходя из положений Закона «О защите прав потребителей». Также ряд федеральных законов дает определение понятия и обозначает принципы осуществления розничных продаж. Российский рынок занимает восьмое место в мире по объемам продаж и на его долю приходится около двух процентов товаров и услуг, произведенных на мировом рынке.
В чем особенности розничных продаж?
В процессе реализации товара в розницу его стоимость значительно возрастает. Поскольку содержание предприятий, через которые происходит продажа, обходится достаточно дорого. Они должны иметь определенную торговую площадь, штат продавцов, обширный ассортимент товара. Указанные затраты включаются в цену товара. Помимо этого торговое предприятие должно получать прибыль с каждой операции. Поэтому на каждую позицию устанавливается наценка или маржа, призванная покрыть издержки и обеспечить доход. Ее размер в среднем колеблется от двадцати до тридцати процентов.
В большинстве случаев торговые предприятия для фиксации факта продажи используют кассовые аппараты. На каждую операцию они печатают по два чека (один предназначен для покупателя, а другой – для продавца).
Кассовый чек должен содержать следующую информацию:
- название торгового предприятия;
- цену товара или услуги;
- сумму НДС и размер ставки налогообложения;
- дату операции и ее время.
Также в нем отражается перечень купленных товаров. Если в чеке не указана эта информация, то покупатель может потребовать накладную или фактуру, в которой имеется полный перечень покупок.