С тех пор как Элон Маск в 2013 году обнародовал свой проект гиперпетли, статьи об этом то и дело всплывали в научной прессе. Два года спустя некие компании объявили о намерении все же построить ее, однако в это, как и прежде, пока что верится с трудом. На прошлой неделе на инженерной выставке Construct/Disrupt, прошедшей в Лондоне, главный директор по производству компании Hyperloop Transport Technologies (HTT) Бибоп Греста пообещал, что выдающиеся показатели безопасности, оснащенные искусственным интеллектом пассажирские капсулы, а также скорость, которая “оставит далеко в пыли японские скоростные поезда” будет “в десять раз лучше любой существующей технологии”. Но к сожалению, слов здесь гораздо больше, чем фактов.
HTT является одной из двух компаний, взявшихся за строительство и скорейший запуск гиперпетли. В отличие от второй компании со схожим названием Hyperloop Technologies, НТТ уже сейчас занимаются разработкой рабочей модели, и их инженеры и проектировщики буквально ночуют на работе. “Мы не компания, мы движение”,- сказал Греста, добавив при этом, что НТТ привлекли для работы почти 500 инженеров из 21 страны, в числе которых есть настоящие и бывшие сотрудники компаний Tesla, NASA, SpaceX и Boeing. Он охарактеризовал их следующим образом:”Это те самые люди, повернувшие ход истории”.
Тем не менее, на данный момент компания не продвинулась дальше стадии концептуального проекта. Цель НТТ - построить в городе-проекте Quay Valley, находящегося недалеко от Лос Анджелеса, 8-километровую трассу. “Сейчас мы получаем разрешение на строительство. Мы заняты заполнением бумаг, и как только мы это закончим, в моей голове начнется чрезвычайно важный обратный отсчет. 32 месяца. 32 месяца до первого пассажира. Если все будет хорошо, то мы получим разрешение уже через 2-3 недели”,- рассказал Греста в интервью порталу The Verge.
Греста не сомневается на счет намеченных сроков, однако на пути к цели встает множество препятствий, не последнее из которых - факт того, что город Quay Valley - пока что лишь проект и существует только на бумаге. Первый проект высокотехнологичного города был предложен в 2007 году, но был приостановлен из-за конфликта по поводу прав на водные угодья. По словам Гресты, проекту снова дан зеленый свет, и разработчики заложат основы строительства уже в начале 2016 года. Однако точная дата все же еще не определена. Рой Хиггс - арихитектор, вовлеченный в проект, в телефонной беседе с The Verge выразил сомнение в том, что строительство начнется раньше третьего квартала 2016 года. В свою очередь, Греста заявил:”Это потрясающе. Северный Лос-Анджелес, город-мечта XXI века Quay Valley. Он будет построен”.
Чтобы Hyperloop нашлось применение, Quay Valley должен либо быть достроен, либо хотя бы привлечь достаточное количество жителей. Однако и на этой стадии возникнут технические трудности. Возможность воплощения в реальность предложенного Элоном Маском проекта изначально оспаривалась некоторыми инженерами. Хотя НТТ внесли в проект свои предложения и корректировки, проект до сих пор полагается, в основном, на непроверенные технологии. Но Греста однажды упомянул, что большинством найденных НТТ решений компания обязана некой “национальной лаборатории США”, принявшей участие в утверждении некоторых патентов. На дальнейшие расспросы он ответил:”Почему вы спрашиваете меня об этом? Все это известно еще с 90-х годов”.
НТТ заявили, что не станут обнародовать, по крайней мере пока, собственный проект технологии из-за опасений по поводу того, что их могут скопировать. По этому поводу Греста говорит:”Мы не раскрываем подробностей, потому что кроме нас есть еще одна компания, занимающаяся проектом (Hyperloop Techonologies), чье появление нам не нравится. Эти ребята просто выскочили, присвоили наше название и наш логотип. Это довольно странно”.
Как и любой компании, НТТ нужны средства на воплощение своих задумок. Интеллектуальные ресурсы могут быть бесплатными, если привлечь умных и оптимистичных людей, желающих изменить мир и готовых жертвовать на это свое время. Но цемент и сталь стоят денег. Греста рассказал, что в данные момент ведутся переговоры с частными инвесторами из Индонезии, Китая, Саудовской Аравии и ОАЭ. Другие подробности неизвестны, поскольку переговоры еще на завершены. Известно о намерении НТТ совершить первичное размещение акций, изначально запланированного на конец 2015 года и теперь перемещенного на 2016. Дальнейшие детали, опять же, не раскрывались. Стоит отметить, что часть финансов проект получил от самих участников команды. Общая стоимость постройки 8-километровой трассы в Quay Valley оценивается НТТ в $150 млн., однако компания не распространяется о том, как планирует собрать такую сумму.
Во время интервью The Verge Греста рассказал о потенциальной прибыльности проекта и заявил, что это зависит, в первую очередь, от них самих. “Мы применим не только антисейсмические опоры, но и все, чтобы сделать транспорт полностью безопасным. Постройка такой трассы вызовет к себе живейший интерес, что сильно увеличит доход. Даже если мы запустим всего одну капсулу на полную мощность (перевозка 28 пассажиров каждые 30 секунд), мы сможем перевозить в 4 раза больше людей, чем все авиакомпании между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, вместе взятые”.
В конечном итоге, вокруг гиперпетли все еще витает много вопросов. За разрешением некоторых будет интересно наблюдать (например, какую защиту от крушений будет предусматривать конструкция), а какие-то останутся лишь волокитой (например, получение разрешения на строительство от фермеров и землевладельцев в местах прохода трассы). По словам Гресты у него есть ответы на все эти вопросы, но пока что по описанным выше причинам дальнейшая информация не раскрывается. Однако иногда создается впечатление, что он все же пока не знает как разрешить некоторые проблемы. Много людей по всему миру верят в возможность появления гиперпетли, однако для достижения этой цели предстоит преодолеть еще немало трудностей.