Местный заем

местный кредитМестный заем - один из наиболее востребованных финансовых инструментов, используемый для привлечения необходимых средств муниципальными структурами и имеющий определенные отличия от других похожих фондовых инструментов (к примеру, государственных и субфедеральных кредитов).


Местный заем - сделка, связанная с получением необходимых средств на трех ключевых условиях (возвратности, срочности и платности). Итогом проведения таких операций является появление задолженности перед бюджетом и обязательств своевременного возврата этих средств.

 

Местный заем: сущность и особенности

 

Кредиты для бюджета муниципальных органов могут оформляться только из бюджета развития. Основная цель оформления таких займов - покрытие бюджетных «дыр» и кассовых разрывов в период наполнения муниципального бюджета. Размещение местных кредитов происходит на рынке ссудного капитала.


За рубежом местные займы - это один из способов капиталовложений, который всегда регулируются местными структурами власти. Пределы задолженности, в свою очередь, устанавливаются центральными органами власти с учетом текущих требований законодательства. Погашение текущего долга и процентов по нему производится из средств местного бюджета.

 

структура внебюджетного фонда
Местный заем - это специфический и нетрадиционный способ привлечения ресурсов в бюджет муниципальных властей. С одной стороны, муниципальные займы позволяют укрепить финансовую самостоятельность органов власти на местах, а с другой - дают возможность оптимизировать инвестиционный и денежно-кредитный механизм всего государства. При помощи местных займов государственные структуры могут оказывать влияние на политику в регионах посредством накоплений и сбережений у хозяйственных субъектов.


На практике специфика местных займов нуждается в подробном анализе и оптимизации с целью более эффективной реализации эмиссионных проектов. И первое, что стоит сделать - выделить отличительные особенности местных (муниципальных займов) от стандартных фондовых государственных кредитов или займов субфедерального типа. К ним можно отнести:


1. Различия в объемах кредитования, которые могут привлекаться в населенные пункты с одной стороны, и текущими требованиями фондового рынка с другой.


2. Близость кредитования непосредственно к гражданам, выступающих в роли потенциальных инвесторов.


3. Непрозрачность местных финансовых взаимоотношений, которая усложняет процесс оценки ликвидности, надежности и эффективности кредита.


4. Острая нехватка хороших специалистов, которые нужны для полноценной подготовки и проведения проектов эмиссии.


В отличие от упомянутых выше субфедеральных и государственных кредитов, местные займы, как правило, ориентированы не только на решение текущих финансовых неурядиц, но и на реализацию конкретных инвестиционных целей. Конечная цель таких кредитов - решение насущных проблем общества и улучшение качества жизни. Вот почему местные займы в большей степени нацелены на инвестиции со стороны обычного населения. Вкладывая свои средства в тот или иной проект, люди в первую очередь делают себе благо, что является движущей силой в реализации местных проектов.


Как правило, основная цель выпуска местных займов - это эффективное и быстрое решение текущих проблем местного значения посредством привлечения со стороны инвесторов из населения или работающих на подконтрольной территории хозяйствующих субъектов. Основная задача местных властей - заинтересовать потенциальных инвесторов в актуальности того или иного нововведения и решения проблемы именно таким методом.


Владельцы местных облигаций должны быть готовы получать выгоды не только в денежном выражении. Вот почему местные займы малоинтересны внешним инвесторам. Как правило, муниципальные ценные бумаги не могут должным образом конкурировать с ликвидными активами, такими как субфедеральные или федеральные облигации. Это добавляет проблем местной власти, которая должна думать об улучшении благосостояния своих граждан, ведь именно они являются основными кредиторами для местных властей.


Таким образом, природа местных кредитов имеет свою особую структуру. По своему назначению ценные бумаги муниципального типа больше предназначены для покрытия бюджетного дефицита, компенсации кассовых разрывов, реализации проектов и так далее.


Есть отличия и по масштабности эмиссий ценных бумаг, определяемых возможностями бюджета или же размерами муниципальных формирований. Важное обстоятельство в том, что в большинстве регионов страны уже есть отличный опыт местных займов, позволяющий с умом расходовать полученные средства. Разработкой соответствующих проектов занимаются местные органы или же задача поручается местным фондовым институтам.

 

Формы и цели оформления местного займа

 

Сегодня есть две основные формы местных займов:


1. Эмиссия муниципальных ценных бумаг.
2. Получение ссуды.


Что касается сферы кредитования (ссуд), то здесь в роли инвестора выступают бюджет (государство) или коммерческие банки. При этом ссуда, предоставляемая местным органам банками, по своим условиям идентична тем кредитам, которые чуть ли не каждый день выдаются организациям и компаниям. Такой подход не всегда выгоден для местных властей.

 

виды государственных ценных бумаг
При выборе оптимальной формы кредитования важно обращать внимание на два основных момента:


- во-первых, общую стоимость займа, то есть дополнительные расходы в случае привлечения определенного объема ресурсов;


- во-вторых, наличие необходимых средств в нужном размере на рынке капиталов.


Так сложилось, что наиболее перспективным способом привлечения средств в местные бюджеты является эмиссия муниципальных активов. Основное преимущество такой формы заимствования - доступность и дешевизна. То есть выпустить свои ценные бумаги намного выгодней, чем оформить стандартный кредит в одном из коммерческих банков. Главная причина - наличие дополнительных льгот в сфере налогообложения при выпуске облигаций.


К основным целям эмиссии ценных бумаг местными органами власти можно отнести:


1. Покрытие существующего бюджетного дефицита. Существенные затраты местных властей зачастую имеют сезонную структуру. К примеру, в одних районах может иметь место проблема обеспечения с/х продукцией (на севере страны), а в другом регионе - получение авансовых платежей производителями такого товара. Из-за того, что пополнение бюджетных средств является нерегулярным, может потребоваться мобилизация существенных средств, а именно проведения эмиссии ценных бумаг.


2. Покрытие кредитов, которые были размещены немного раньше. Данную методику можно сравнить с обычным рефинансированием существующих долгов местного бюджета. Этот возможно лишь в том случае, когда владельцы облигаций имеют определенный уровень доверия. В противном случае долги могут только накапливаться, а это неизбежно приведет к разорению.


3. Сглаживание текущих колебаний, которые могут быть решены посредством выпуска ценных бумаг. Таким способом муниципальные власти обеспечивают стабильное поступление средств в бюджет и устраняют явные кассовые разрывы. Решение такой задачи наиболее важно для тех регионов, где налоги во многом зависят от производственного сезонного цикла.


4. Обеспечение различных финансовых структур (в том числе и банковских учреждений) надежными резервными активами, отличающимися высоким уровнем ликвидности. В ряде стран (в том числе и в России) достижение этих целей является неактуальным, ведь каких-либо требований формирования вторичных банковских резервов нет. С другой стороны, для страховых фондов уже есть нормативы, которые предписывают наличие на руках определенных объемов муниципальных бумаг.


5. Финансирование собственных проектов, которые нуждаются в существенных капиталовложениях. Реализовать такие цели за счет бюджетных средств не всегда удается - приходится привлекать капитал извне. Чаще всего местные бюджеты нуждаются в инвестировании для выполнения дорожных или жилищных работ.


6. Ценные бумаги могут эмитироваться под гарантии учреждений и организаций, которые решают определенные задачи в интересах государства. Но в России опыта привлечения инвестиций такими способами пока нет.


цели местных займовПеред непосредственным выпуском ценных бумаг и привлечением местного займа, важно определить:


1. В каких территориальных участках рынка будут размещены эмитированные облигации.


2. Для каких инвесторов эти ценные бумаги будут предназначаться в первую очередь. Как правило, это может быть население, промышленные компании, пенсионные фонды, коммерческие банковские учреждения и инвестиционные институты.


3. Имеются ли необходимые средства у потенциальных инвесторов. В частности, есть ли свободные капитал для инвестиций у тех же банков или предприятий для покупки облигаций.


4. Есть ли уже у потенциальных инвесторов такие ценные бумаги и интересна ли им покупка.


5. Как повысить привлекательность актива для вероятных покупателей муниципальных облигаций.


В качестве помощников при проведении анализа можно использовать печатные материалы, справочную литературу, статистику, интервью, результаты анкетирования.

  • местный заем
  • сущность местного займа
  • особенности местного займа
  • формы местного займа
  • цели местного займа
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP