Время от времени мне нравится играть на понижение, просто для собственного удовольствия и, конечно, выгоды. Недавно я затеял игру с Tesla - производителем электромобилей и систем накопления энергии. Она мне особенно нравится, потому что это отличная возможность поиметь деньжат с политкорректного стада, не славящегося взвешенными решениями на рынке. Позвольте объяснить.
Я ничего не имею против автомобилей Tesla. Они обладают довольно внушительными характеристиками (хотя неясно, насколько они долговечны и нет ли в них заводских ошибок). Tesla практически в одиночку вдохнули жизнь в электромобили и внесли колоссальный вклад в техническое развитие автомобильной сферы.
Красивый, быстрый, дорогой, электрический. Именно за это Tesla полюбили многие. Tesla не обладает какими-то революционными характеристиками, но от них этого и не ждут. Tesla – сами по себе революция. Они изменят мир.
Эта идея, прочно поселившаяся в умах людей, неплохо подпитывает акции компании. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на график акций компании Tesla.
Курс акций Тесла по неделям за четыре года. После значительного роста в 2013-2014 произошел спад.
Занимаясь трейдингом каждую минуту я чувствую горячее дыхание конкурентов на своей шее. Это реальность “свободного” рынка, о которой забывает политкорректная толпа, зачастую не имеющая опыта непосредственного ведения бизнеса. И это станет причиной ее краха на инвестициях в Тесла.
Конкуренция производитетей электромобилей
В условиях свободного рынка вряд ли можно найти бесцельно лежащие мешки с деньгами, которые только и ждут, чтобы их кто-нибудь подобрал. На самом деле, если такое и случится, то это почти наверняка будет результатом государственного вмешательства. Помните 1 млрд. фунтов, что Джордж Сорос заработал на ставке против британского фунта в 1992 году? Это был прямой перевод Соросу из казны Великобритании. При отсутствии каких-либо препятствий для входа на рынок такие способы получения прибыли моментально привлекают такое количество инвестиций, что “арбитраж” исчезает. То же происходит и с оценкой акций Тесла в $30 млрд.
Новейший электромобиль Tesla Х, который немного напоминает не менее симпатичный, но уже провалившийся de Lorean. Недавно прокатилась нашумевшая новость о размере правительственных субсидий в виде налоговых льгот для Tesla. Лос-Анджелес Таймс, без капли иронии, сообщает:
“С радостью сообщаем, что покупатели Tesla, обеспокоенные вероятным повышением цены на новую модель Х на $100,000, смогут претендовать на налоговые льготы в $25 000. Компания подтвердила сообщения о том, что их новый электрический внедорожник из-за своего внушительного веса попадает под критерии на предоставление федеральных налоговых льгот для тяжелой техники. Первоначально предполагалось, что они позволят фермерам с большей легкостью вкладывать деньги в оборудование для своего бизнеса.”
Эта льгота доступна только предприятиям, но здесь нужно упомянуть о субсидиях для “возобновляемой энергии”, так как газета напоминает нам:
“Эта сумма в $25,000, доступная только покупателям, владеющим бизнесом и совершающающим покупку автомобиля в качестве бизнес-вложения, будет дополнением к другим государственным стимулам. Кроме того, Тесла Х, будучи экологически чистым, безотходным транспортным средством на электрических батареях может рассчитывать на понижение налогов на $7500 и скидку в $2500 в штате Калифорния. Тесла успешно использует аргумент субсидий в маркетинге, отмечая, что налоговые льготы и государственные скидки помогают снизить стоимость владения таким электромобилем”.
Это, конечно, “снижает стоимость владения”, но кому-то все равно приходится платить, и выходит так, что каждый налогоплательщик вносит косвенный вклад в продажу каждого электромобиля компании (конечно, то же самое касается и электромобилей других производителей).
Сейчас на рынок электромобилей приходят все новые и новые производители. Вся Баварская тройка. Nissan. Honda. KIA. Porsche. Поклонники Tesla ликуют, утверждая, что таким образом эти компании выражают “поддержку” идеи электромобилей, которая только поможет их кумиру. Посмотрим, что они скажут, когда эти самые “помощники” начнут подрывать рост и прибыльность компании, обеспечивающие уровень цен на акции Tesla.
Массовый приход на рынок конкурентов доказывает две вещи. Первая состоит в том, что для входа на этот рынок нет никаких препятствий, и так называемый “экономический барьер”, который обеспечил бы Tesla рентабельность, необходимую для оправдания цен своих акций, отсутствует. Вторая - в том, что свободный полет, в котором до сих пор находились Tesla, объясняется только тем, что конкурентам было удобно позволить им исследовать рынок, чтобы теперь использовать их опыт в сочетании с собственным и откусить свой кусок от их пирога.
Однако политкорректной толпе этого никогда не понять. Им невдомек, что автомобильная промышленность является одной из наиболее интернационализированных, динамичных, высокотехнологичных и конкурентных отраслей в мире.
Малоизвестный факт: автомобильные гиганты Volkswagen и Toyota находятся в ТОП-10 компаний в мире по объемам расходов на НИОКР. Большая часть этого идет на изучение альтернативных технологий трансмиссии. Если толпа поклонников Tesla думает, что конкуренты сидят, сложа руки, им стоит напрячься и подумать еще раз.
Конечно, сторонникам компании обо всем этом неоднократно говорилось. Но здесь-то еще раз и проявляется их неспособность к принятию верных решений. Они не могут понять, что кто-то может не разделять их мессианские видения по множеству причин.
Что касается текущего курса акций, он еще держится на определенном уровне. Я жду, пока не заработаю с продажи достаточно, чтобы купить электромобиль Тесла. Или, что более вероятно, более дешевый и надежный электромобиль, который в скором времени выпустит кто-нибудь из их конкурентов.