В современной рыночной экономике существует достаточно много инструментов и методов, позволяющих не только нивелировать неблагоприятные последствия рыночных колебаний, но и увеличить прибыль.
Существует эффективный способ управления рисками, известный как хеджирование. С развитием финансовых рынков, метод хеджирования рисков получил широкое распространение.
Определение термина хеджирование и его экономическое значение
Классическое определение базового термина хеджирование (от английского hedge – страхование, гарантирование) характеризует его как страхование сделок по одному товару на определенном рынке, открытием противоположной позиции по тому же товару, но уже на другом.
Среди большого разнообразия методов и средств хеджирования, используется и способ селективного хеджирования, который является частным случаем применения фьючерсных контрактов для страхования сделок.
Метод селективного хеджирования
Основное отличие метода селективной страховки против риска, от других подобных, состоит в том, что открытие защитной позиции по базовому активу производится в объеме и времени, существенно отличающихся от открытой позиции по основной сделке.
Во многом этот метод применяется, когда покупка базового актива с целью последующей продажи, достаточно сильно разнесена по времени, и собственно стоит задача, как за этот период времени произвести защиту основного контракта.
Пояснить механизм селективного хеджирования, как эффективного и простого инструмента страхования можно на следующем примере.
В каких ситуациях и кем применяется селективное хеджирование
Большое разнообразие фьючерсных и опционных инструментов, стратегий и способов хеджирования, доступность биржевых площадок и средств коммуникаций предопределяет возможность выбрать способ защиты с помощью хеджирования, практически для любого бизнеса.
Селективное хеджирование в основном применяется там, где существует большой интервал времени (в сравнительном выражении) между началом сделки (контракта) и ее окончанием, например:
- сезонный туризм, страхование бизнеса туристических компаний и агентств (хеджирование валютных контрактов);
- отдельные виды сельского хозяйства, например, виноделие, где сбор урожая и поставка готового продукта имеет большой разрыв во времени;
- биржевые сделки по акциям, товарам (нефть, золото, медь, платина);
- страховой бизнес – хеджирование страховых контрактов, в его валютной части (например, страховки для зарубежных поездок).