Ответ на вопрос пользователя Mr_green в посте "Оценка предприятий".
Для начала дадим определение. Финансовый анализ – раздел экономического анализа, в котором изучаются и анализируются основные финансовые показатели коммерческой организации, а также коэффициенты и мультипликаторы, которые дают понимание как о фундаментальном положении той или иной компании, так и о конъюнктуре финансовых показателей в различных временных промежутках, с целью в дальнейшем определить актуальность вложения в ценные бумаги этой компании.
Исходя из определения уже становится понятно, что для принятия инвестиционного решения по той или иной ценной бумаге необходимо сделать анализ по различным финансовым показателям, а лучше группам показателей для полной картины.
Коротко перечислим основные группы и дадим краткое описание каждому показателю. Разделение это весьма условное, но оно позволит понять как работает финансовый анализ и как анализировать финансовые показатели, чтобы затем сделать правильные выводы.
Итак, к первой группе относятся ключевые показатели деятельности. Анализ этих показателей позволит рассчитать общую эффективность деяетельности компании-эмитенты. Среди таких показателей можно выделить следующие:
- выручка – общий доход эмитента за соответствующий период;
- чистая прибыль – чистый финансовый результат после вычета всех операционных расходов и издержек;
- валовая прибыль – прибыль после вычета расходов текущей деятельности (фактически аналог себестоимости производства);
- EBITDA – прибыль до уплаты налогов, процентных платежей по долговым обязательствам и аммортизации (списания издержек);
- Операционная прибыль – прибыль от текущей деятельности за вычетом операционных затрат (фактически это аналог прибыли с продаж);
- EBIT – прибыль до уплаты налогов и после вычета основных операционных и неоперационных расходов.
Другая группа финансовых показателей относится к показателям рентабельности и прибыльности бизнеса. Рассчитав эту группу финансовых показателей станет понятно, насколько прибыльно инвестировать в те или иные активы и как быстро по ним произойдет возврат вложенных средств. Среди показателей этой группы можно выделить следующие:
- рентабельность продаж – отношение операционной прибыли к общим операционным продажам;
- валовая рентабельность – отношение валовой прибыли к общей выручке;
- рентабельность активов (ROA) – отношение чистого финансового результата к общей стоимости всех активов;
- рентабельность чистых активов (ROAC) – отношение чистого финансового результата к чистым активам (то есть показателю разницы активов и обязательств);
- рентабельность собственного капитала (ROE) – отношение чистого финансового результата к акционерному капиталу;
- рентабельность инвестиций (ROI) – среднее отношение прибыли от совершенных инвестиций;
- операционная рентабельность – отношение операционной прибыли к общей выручке;
- рентабельность по EBITDA;
- рентабельность по EBIT;
- рентабельность по чистой прибыли – отношение чистого финансового результата к общей выручке;
- доход на одну акцию – отношение годовой выручки эмитента к общему количеству выпущенных акций;
- базовая прибыль на акцию – отношение чистой прибыли к количеству акций фактически находящихся в обращении;
- чистая прибыль на акцию – отношение чистого финансового результата к общему числу акций эмитента;
- дивидендная доходность – отношение объема дивидендных выплат к рыночной капитализации эмитента.
К третьей группе показателей относятся различные коэффициенты и мультипликаторы, указывающие на перепроданность или перекупленность акций.
Проанализировав эту группу показателей можно иметь представление о потенциале роста или падения стоимости акций того или иного эмитента. Причем эти коэффициенты указывают на фундаментально обоснованную (справедливую) стоимость акций эмитента, поэтому как правило актуальны они минимум на среднесрочную перспективу (от 1 квартала и более). При этом очень важно, чтобы эта группа показателей анализировалась вместе и в сравнении с аналогичными показателями в целом по отрасли, в которой работает эмитент. К этой группе показателей можно отнести:
- P/E – отношение рыночной капитализации эмитента к его годовой прибыли;
- EV/EBITDA – отношение рыночной капитализации эмитента к годовому показателю EBITDA;
- P/Sales – отношение капитализации компании к ее годовому доходу от основной деятельности;
- P/Revenue – отношение капитализации к общей выручке за год;
- P/Book – отношение капитализации к балансовой стоимости активов;
- P/FCF – отношение капитализации к показателю годового денежного потока от инвестиционной деятельности.
Наконец, последняя, четвертая группа показателей относится к показателям рисков инвестирования. Рассчитав эту группу показателей можно иметь представление не только о потенциальной доходности акций того или иного эмитента, но и о его возможных возможных рисках (скажем – риске вероятности дефолта). К этой группе можно отнести следующие показатели:
- Debt/Equity – отношение долга к активам компании;
- LTDebt/Equity – отношение долгосрочных обязательств (свыше 1 года) к активам;
- Debt/EBITDA – отношение долга к показателю EBITDA;
- Долг/чистая прибыль – отношение долговой нагрузки и чистой прибыли за 1 год;
- Долг/валовая прибыль – отношение долга к валовому доходу эмитента за 1 год;
- Rate payment/growth income – отношение годовых платежей по долговым обязательствам к валовой прибыли.
Проанализировав все вышеперечисленные финансовые показатели, и желательно чтобы был также ретроспективный анализ по всем группам показателей, можно получить наиболее точное представление о долгосрочном финансовом состоянии компании и актуальности инвестиций в ее акции. Однако, для грамотного финансового анализа часто бывает достаточно проанализировать лишь первую и третью группу показателей, однако в этом случае речь может идти только о краткосрочных спекулятивных сделках, длительностью не более 3 месяцев.