Если в стране одновременно меняются государственные цены на широкий перечень продукции и услуг, то это может свидетельствовать о проведении реформы ценообразования. Под данными мерами следует понимать изменение самого механизма ценообразования (например, переход от установленных государством цен к свободному рыночному ценообразованию).
Реформация ценообразования - ключевые элементы реорганизации
Реформа ценообразования предполагает коренное видоизменение методов установления цен и реорганизацию всего комплекса, включающего:
- оптовые цены;
- закупочные;
- розничные.
Реформа ценообразования всегда затрагивает розничные цены, поскольку они тесно взаимосвязаны со всеми элементами системы. Розничные цены на некоторые категории товаров (например, на мясо и молочную продукцию) бывают намного ниже реальных расходов на их производство и цен по закупке. Правительство вынуждено устранять эту разницу посредством направления дотаций производителям. Однако такие меры не являются оптимальными - они способствуют снижению производства этих товаров, побуждают к нерациональному отношению к ним.
Для успешного проведения реформы, корректировки цен и индексации доходов граждан важно выполнить условие - разработать в наикратчайшие сроки эффективную методику наблюдения за колебанием цен.
Реформа ценообразования и госзаказы. Договорные цены и условия их изменения утверждаются органами власти, размещающими государственные заказы, в ходе проведения переговоров с предприятиями, основной группой потребителей и оптовыми организациями с учетом объемов издержек, прейскуранта цен и рыночной ценовой политики, если эти показатели известны. Определение договорных оптовых цен совместно с размещением госзаказов является важным элементом реформы ценообразования.
Реформа ценообразования и банковский сектор. В условиях проведения реформы ценообразования должно пересматриваться банковское законодательство. Особое внимание следует уделять валютному регулированию.
Реформа ценообразования и оптимизация хозяйственного механизма. Проведение реформы ценообразования неразрывно связано с пересмотром хозяйственного механизма, преобразованием организационных структур управления, укреплением внешнеэкономических связей и повышением эффективности финансово-кредитной политики.
Ослабление экономики страны является следствием несовершенной системы ценообразования, включая методы установления цен. Вместе с тем, радикальная реформа может вылиться в последующий пересчет ценовых параметров. Причиной такого результата может быть ликвидация диспропорций, накопившихся в системе ценообразования. Эти диспропорции нужно как можно скорее устранить, но еще важнее сформировать новый механизм образования цен, который позволил бы избежать в будущем таких несоответствий и создать эффективный рынок.
Положительный эффект от реформы ценообразования
Реформа ценообразования открывает новые перспективы для гибкого и маневренного регулирования цен с целью создания оптимального баланса между спросом и предложением.
Реформа ценообразования нацелена на:
- Повышение эффективности производства. Эффективность производства определяется производительностью труда, качеством выпускаемой продукции, материалоемкостью и фондоемкостью. Эффективность производства оценивается на основании конкурентоспособности продукта, которая определяется ценой/качеством товаров. Таким образом, реформа ценообразования может способствовать повышению эффективности производства.
- Рост товарооборота. Увеличение товарооборота зависит не только от производителя, но и от государственного аппарата (действий властей и законодательных изменений). Корректировка цен в пользу их снижения способствует увеличению покупательной способности, а, следовательно – и росту товарооборота.