Интервью с трейдером Джеффри Хиршем (Jeffrey Hirsch): Обсуждаем рыночные циклы

Джеффри ХиршДжеффри А. Хирш (Jeffrey A. Hirsch) - директор Hirsch Holdings, главный редактор Stock Trader’s Almanac и Almanac Investor eNewsletter на stocktradersalmanac.com и научный консультант Probabilities Fund Management, LLC. Он также пишет статьи для Yahoo Finance и выпустил несколько книг. Он - автор книг "Кратко о циклах фондового рынка" (2012) и "Супер-бум: почему Доу достигнет 38 820 и как на этом заработать" (2011). Хирш - ветеран Уолл-стрит с 26-летним опытом. Almanac был создан еще его отцом, Йелом Хиршем, в 2001 году. Джеффри регулярно появляется в эфирах CNBC, Bloomberg, Fox Business и на многих других финансовых каналах.

Джефф, хотелось бы услышать ваши соображения по поводу рынка в преддверии президентских выборов в США. Но для начала, не могли бы вы представить нам краткий обзор своей компании, рассказать, как ее основал ваш отец, и чем она занимается сейчас?

В далеком 1966 году мой отец, Йел Хирш (Yale Hirsch), ушел из компании Indicator Digest, которую в 1961 году создал его двоюродный брат Сэм Кослоу (Sam Coslow). Digest стала экспериментальной площадкой для аналитиков и авторов, и продолжала оставаться таковой в течение многих лет. Йел решил начать собственный бизнес. Его идеей было собрать все индикаторы и объединить их в календарном формате, чтобы другие люди  могли следить за расписанием рынка наряду со своим собственным расписанием. После пары лет напряженной исследовательской деятельности, осенью 1967 года был опубликован первый Stock Trader’s Almanac.

Поскольку мы говорим о циклах, замечу, что недавно произошло событие - голосование по Брексит, которое оказало довольно сильное влияние на рынки, по крайней мере - в первый момент. Как подобные события влияют на цикличность рынков?

Цикличность отличается от других типов анализа. Такое событие, как Брексит, не оказывает заметного влияния на цикличность, модели или сезонность. Мы провели собственное исследование для наших коллег, а также проанализировали несколько других отдельно взятых событий, и обнаружили, что, когда происходят подобные события, следование нашей сезонной стратегии позволяет превзойти показатели рынка и оправдывает себя лучше, чем какие-то другие действия.

Цикличность или сезонность, безусловно, является катализатором определенной обеспокоенности. Прошлая неделя в июне была неделей после тройного погашения, что, как правило, является негативным фактором. Это событие также стало отправной точкой для явления, которое мы отслеживаем и которое называем "ралли в средине года" на Nasdaq. Оно начинается в третий с конца день торговли в июне и продолжается девять первых торговых дней июля. Исторически, среднее движение Nasdaq за этот период составляет около 2.5%. В 23 случаях из 31 года наблюдений, цена с четвертого с конца дня до девятого дня вырастала. Так что Брексит привел к появлению действительно хорошего торгового сигнала на покупку. Два дня - в пятницу и понедельник - было падение, а сейчас, на момент нашего разговора, наблюдается ралли. Более крупная картина - долгосрочное влияние Брексит - выходит за пределы сезонного и циклического поведения рынка. Голосование по Брексит не было регулярно повторяющимся событием, каким являются, например, выборы президента США раз в четыре года. Поэтому оно не создает повторяющейся циклической модели. Подобное событие может породить циклическую модель, а может - нет. Нам еще предстоит увидеть, каково будет влияние Брексит на рынок. Я подозреваю, что оно, в конечном итоге, будет не таким уж плохим, и что после того, как пройдут первые эмоциональные реакции, начнет развиваться взаимовыгодное взаимодействие между Великобританией и ЕС.

Так как бы вы охарактеризовали Брексит с точки зрения анализа циклов?

Это совершенно неизвестное, единоразовое событие. Никто никогда раньше не выходил из Европейского союза. Евросоюзу чуть больше 20 лет, так? Может, 25, в зависимости от того, от какого момента считать.

Около 23 лет. А теперь у нас начинаются президентские выборы в США. Когда мы разговаривали с вами два года назад, вы сказали, что 2016 год будет, по-видимому, ужасным годом выборов. Похоже, что события развиваются именно так. Что вы думаете об этом президентском цикле и той предвыборной фазе, где мы сейчас находимся? Как в прошлом рынки реагировали на то, остается ли у руля правящая партия или нет?

Для рынка обычно лучше, когда правящая партия остается у власти. В этом случае трейдеры и инвесторы Уолл-стрит уже знают, с чем имеют дело, независимо от того, нравится им это или нет. С другой стороны, смена партии обычно негативно влияет на рынок.

В настоящее время мы наблюдаем за рынком, и опросы общественного мнения согласуются с текущим поведением рынка в том, что, похоже, повестка дня демократической партии будет продолжена. Глядя на исторические данные, в последней части года выборов наблюдается приличное движение или, по крайней мере, рост рынка после того, как будут проведены съезды. До того момента мы, в основном, знаем, с чем имеем дело. Думаю, что то же самое произойдет и в этом году, и у нас будет растущий рынок, если какое-то крупное событие не подорвет экономику или не вызовет глобального беспокойства. Доналду Трампу будет трудно выиграть битву за Белый Дом в ноябре. Ему могут помочь оплошность Клинтон с ее электронной почтой, бедствие в Бенгази и другие несчастья, но похоже, что этого недостаточно, чтобы он победил. Он кажется слишком непредсказуемым, чтобы привлечь на свою сторону большинство людей. Но у него есть мессидж, на котором основана его популярность, и который перекликается с мессиджем Брексит: "Мы устали от того, что происходит, и хотим чего-то другого". Мы не хотим той стандартной дряни, которой нас потчуют.

Люди, проголосовавшие за выход из ЕС позже испытывали так называемые "утренние угрызения совести".

Вполне вероятен референдум. Возможно, он будет не таким плохим. Я не предполагал, что мы увидим протестное голосование, но думаю, что произошло именно так. Думаю, что Великобритании будет очень трудно изменить результаты на обратные, но такая возможность есть.

Вы упомянули, что этому кандидату от республиканцев будет трудно получить большинство голосов в ноябре. Но как отреагируют рынки, если победителем выборов окажется кандидат, на победу которого большинство людей не рассчитывало, подобно тому, как это произошло с голосованием по Брексит?

Если такое произойдет, это приведет к некоторым массовым продажам, и можно будет увидеть негативную реакцию рынка уже на следующий день. И я думаю, что мы увидим слабое окончание года. Если такое произойдет, это может вызвать обеспокоенность, которая будет подобна шоку и удивлению, которое все испытали после голосования по Брексит. Так что, если результаты выборов будут противоречить ожиданиям, мы увидим падение рынка. Глядя на историю, каждый раз, когда правящая партия уступала на выборах, рынок отыгрывал движение сентября и октября.

Такой может быть начальная реакция. Но в конечно итоге, как то, кто выиграл президентскую гонку, влияет на трейдера?

Влияние на трейдера может оказываться по нескольким направлениям. Победивший кандидат повлияет на то, как люди будут размещать свои активы, исходя из политики лидера страны. Одним из факторов, который мы наблюдали в год после выборов, является то, что в эти годы для республиканцев наступали не лучшие времена, поскольку они склонны довольно оперативно менять все после своего прихода. С другой стороны, у демократов год после выборов был лучше в смысле движения рынка, поскольку они предпочитают не торопиться. Поэтому, если этой осенью в Белый Дом придет новая партия, то я думаю, что нас будет ожидать очень трудный 2017 год. Если мы получим президента-республиканца, то, скорее всего, увидим в 2017 году более слабый рынок, чем в случае победы демократов.

Таким образом, мы подошли к теме января 2017 года. Каково значение "январского барометра"? Другими словами, как поведение рынков в январе определяет остальную часть года?

Давайте посмотрим на 2016 год. До настоящего момента, этот год был трудным. С начала года, мы болтались между положительной и отрицательной зонами. После января продолжился спад, кульминацией которого стал период 10-процентной коррекции. Но нужно учесть одну интересную вещь: самый лучший рынок в ноябре наблюдается, когда смещается правящая партия. Я называю этот эффект "колокольным звоном по умершей ведьме". Дело в том, что когда люди недовольны правящей партией, и выборы выигрывает другая партия, они могут получить то, что хотят.

Это интересно. Что касается периода от нынешнего момента до конца года, где мы находимся с точки зрения более крупного цикла? Находимся ли мы в длительном медвежьем рынке?

Я по-прежнему считаю, что мы находимся в длительном медвежьем рынке. Я - один из немногих, кто продолжает верить в это. Не думаю, что у нас был момент 1982 года. Я полагаю, что в ближайшие год-два нас ожидает очередное падение на 20-30%, прежде чем этот длительный медвежий рынок закончится. В результате, мы, возможно, откатимся до уровня 2007 года, или что-то около того. По моему прогнозу, который я обновил в марте, активность будет относительно стабильной или даже снизится от настоящего момента до средины-конца 2018 года.

Да, мы приближаемся к пиковому году.

И чем дольше мы не сможем преодолеть этот High, тем выше вероятность, что мы утратим почву и вступим в медвежий рынок.

Вы считаете, что медведи победят где-то в середине 2018?

Это может не продолжаться до 2018 года. Мы можем продолжать болтаться так, как делали это в течение последних двух лет, а можем дрейфовать в боковике, а затем, в конце-концов, наступит момент падения - в следующем году или даже в этом. К падению может привести какое-то геополитическое событие или системное событие на рынке. Это может быть нечто исходящее из Вашингтона или из другой страны. Мы столкнулись с серьезной системой международного терроризма, которая может продолжать набирать силу. Может произойти что-то крупномасштабное, аналогичное тому, что случилось в Турции, но где-то в другом месте. В другом варианте, все эти мелкие события могут поддерживать рынок в нынешнем затруднительном состоянии в течение еще пары лет.

Что вы используете для подтверждения циклических движений на рынке?

Мы любим наблюдать за основными графиками. Схождение/расхождение скользящих средних (MACD) - один из индикаторов, которые мы используем. Фактически, именно MACD помогает нам выбирать моменты времени для переключения между стратегиями "лучших шести месяцев" и "худших шести месяцев". Мы применяем два разных индикатора MACD - медленный и быстрый, то есть длинный и короткий, а именно: 8/17/9 и 12/26/9. 8/17/9 предназначен для покупки, потому что дно рынка - это, как правило, более быстрое событие, поэтому надо иметь возможность принимать решения быстрее. 12/26/9 мы используем для получения сигналов на продажу, поскольку для формирования вершины требуется больше времени. Мы смотрим на индикатор относительной силы и стохастики, объемы, точки разворота, свечи, графические формации, скользящие средние и даже на некоторые эзотерические вещи, изложенные в работе Джорджа Линдсея (George Lindsay), приверженцем которого я являюсь, но в основном мы работаем со старомодными инструментами распознавания графических формаций. Мы ищем уровни поддержки и сопротивления в гэпах и в консолидации. Графики, а не случайно выбранная скользящая средняя, сами говорят нам, где находится поддержка. Так что я ищу гэпы, консолидации и прочие подобные вещи.

Вы, фактически, смотрите на очень широкую картину.

Мы смотрим на все, что, по нашему мнению, может давать какую-то информацию. Зачастую не каждый инструмент может вам что-то сказать. Если что-то попадает к нам на анализ - акция, сектор, сезонная сделка или какая-то идея извне, мы ищем технический инструмент, который даст нам какие-то свидетельства, или что-нибудь, что бросается в глаза.

Чего можно ожидать после завершения этого длительного медвежьего рынка?

Конечно-же, очередного бума.

Насколько на данный момент оправдывается ваш прогноз супер-бума?

Похоже, что люди забывают, что длительные бычьи и медвежьи движения рынка не начинаются и не завершаются на своей наивысшей или наинизшей точках. Большинство специалистов согласны с тем, что именно август 1982 года был концом последнего длительного медвежьего рынка, а не октябрь или декабрь 1974.

Еще в 2011 году, когда вышла в свет моя книга "Супер-бум: почему Доу-Джонс дойдет до 38 820, и как на этом можно заработать", я предложил смелый прогноз по DJIA на ближайшие 15 лет. Согласно этому прогнозу, DJIA достигнет 38 820 не раньше 2025 года, а нынешний длительный медвежий рынок, который начался в 2000 году, будет продолжаться до 2017 или 2018 года, после чего начнется очередной бум и затяжное бычье движение.

Поскольку DJIA существенно превысил верхнюю границу моих предсказаний (в основном - из-за беспрецедентно легкой монетарной политики, а не какого-то обширного глобального экономического подъема), я несколько раз поднимал планку своего исходного прогноза. Мы по-прежнему находимся в завершающей фазе, просто произошел учет новой реальности, где деньги легко доступны. Когда в мае 2010 года я впервые сделал свой прогноз супер-бума, DJIA находился в районе отметки 10 000, была высокая безработица, великая рецессия уже осталась далеко позади, и все были обеспокоены новой проблемой - растущим глобальным долгом. Поэтому мой прогноз о том, что Доу достигнет 38 820 к 2025 году, многим казался абсурдным.Но так всегда бывает со смелыми предсказаниями. Их сначала подвергают нещадной критике, а затем они оправдываются. Супер-бум не только правдоподобен, но и оправдан с математической и исторической точек зрения. Сейчас, когда DJIA превысил 18 000, поверить в него еще легче.

Что касается мнения, что очередной супер-бум уже развивается, мы в этом пока не уверены. Сейчас четко понятно, что нижняя точка экономики и дно фондового рынка уже позади. Но должны еще присоединиться другие факторы. Война с терроризмом по-прежнему в разгаре, революционная технология еще не появилась, и инфляция находится под контролем. Извините, но 3D-печать и добыча сланцевого газа вряд ли изменят мир с точки зрения индивидуального  потребителя так, как это сделали автомобиль и компьютер. Индекс потребительских цен вырос с 2001 года всего на 34% и практически не изменился за последние несколько лет. Мы по-прежнему страдаем от расстройства политической системы, и следующей администрации, видимо, придется туго, пока мы не сможем вернуться к реальному двухпартийному лидерству и политическим инициативам.

Мой прогноз основывается на 50-летних исследованиях и анализе циклов фондового рынка, моделей и сезонности. Когда я сделал его в марте 2011 года, то предполагал, что рынок, по крайней мере, протестирует свой абсолютный High, затем достигнет Low в средине президентского срока - в 2014 году, а очередной Low сформирует в 2017–2018 годах, перед тем, как реально начнется следующий супер-бум.

Я исходил из прогноза High на уровне 14 000 и падения рынка примерно на 40%. При расчете величины возможного падения я исходил из того, как завершались последние циклические медвежьи движения в 1921, 1949 и 1982 годах, а также из наличия долгосрочного уровня поддержки в районе 8000, сформированного Low, образовавшимися начиная с событий 11 сентября и до 2002 года, а также Low медвежьего рынка 2008-2009 годов. Теперь, когда DJIA превысил верхнюю границу моего диапазона, Low 2018 года (средина президентского срока), вероятно, будет находиться выше; скорее всего - в диапазоне 14 000 - 15 000, то есть снижение составит 20-30% от ожидаемого уровня High.

Хотя мы прогнозируем, что медвежий рынок достигнет дна на уровне от -20% до -30% где-то в пределах 2016-2018 годов, имеются ранние признаки того, что окончание затяжного медвежьего рынка и приближающийся супер-бум уже начали материализовываться. Затяжное бычье движение на товарных рынках после 2000 года пошло на спад, а более чем 30-летний бычий рынок облигаций, который начался в районе окончания последнего длительного медвежьего движения на рынке акций в 1980-1982 годах, похоже, затухает окончательно.

К тому же, появляются новые лидеры рынка, и мы, возможно, увидим новые революционные технологии в области биотехнологий, здравоохранения, робототехники или альтернативной энергетики. Но все это еще впереди. В любом случае, продолжайте давать своим прибыльным сделкам расти и наслаждайтесь ралли, пока оно продолжается. Просто будьте готовы, что в течение нескольких последующих лет брать движения будет сложнее, хотя уже готова база для очередного супер-бума и продолжительного бычьего движения.

  • интервью с трейдером
  • рыночные циклы
  • Джеффри Хирш
  • Jeffrey Hirsch
  • Брексит
  • президентские выборы
X

Похожие публикации

Комментарии (10)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP