Зарождение «пузыря» на рынке самоуправляемых автомобилей

Компания WaymoМаски сброшены, разгорается нешуточная борьба представителей Силиконовой долины за доминирование в мире самоуправляемых автомобилей.

Компания Waymo (подразделение Google) подала в суд на Uber за то, что компания Otto, которую та недавно приобрела, украла секретные технологии. Business Insider в прошлый четверг сообщил:

«В центре иска находится Энтони Левандовски, один из членов команды, стоявший у истоков проекта самоуправляемых автомобилей Google. В январе 2016 года Левандовски покинул Google, в которой проработал девять лет, и основал Otto – стартап, ориентированный на автономные грузовые автомобили. Шесть месяцев спустя, Uber приобрела Otto за $680 млн. В Waymo утверждают, что за шесть недель до ухода из Google Левандовский скачал более 14 000 конструкторских файлов, имеющих гриф «секретно» или «для служебного пользования», относящихся к различным разработкам Waymo, включая LiDAR и печатные платы».

После этого иска последовал еще один – по аналогичным причинам Tesla подала в суд на бывшего главу автомобильного проекта Google Криса Урмсона, а также на Стерлинга Андерсона, который в 2015-2016 годах в Tesla занимался программой Autopilot. Их обвиняют в краже интеллектуальной собственности в интересах их нового предприятия - Aurora Innovation. Вот интересный отрывок из данного иска:

«Функции Autopilot, встроенные в каждый автомобиль Tesla и постоянно обновляемые удаленно и на бесплатной основе, признаны наиболее продвинутой, безопасной и надежной технологией в сфере автономных автомобилей. Чтобы не отставать, традиционные автопроизводители создали среду для быстрого обогащения. Небольшие команды программистов, обладающие лишь демо-образцами оборудования, приобретаются за миллиарды долларов. Компания Cruise Automation, насчитывающая 40 человек, была куплена General Motors в июле 2016 года примерно за $1 млрд. В августе 2016 года Uber приобрела Otto – еще один стартап, занимающийся самоуправляемыми автомобилями и основанный всего семью месяцами ранее. Эта сделка обошлась покупателю в $680 млн. Андерсон и его бизнес-партнеры… решили попытать счастья аналогичным образом».

По сравнению с периодом подъема электрических автомобилей примерно десять лет назад, расценки на автономные технологии теперь значительно выше. Тогда тоже происходили некоторые столкновения, в частности между нынешним CEO Tesla Илоном Маском и Мартином Эберхардом, одним из основателей компании.

Но большинство стартапов, связанных с электромобилями, с тех пор свернули свою деятельность или обанкротились, оставив Tesla на этом пространстве чуть ли не в одиночестве. Крупные автопроизводители тоже создали несколько электрокаров, таких как Nissan Leaf, но их продажи оказались разочаровывающими. Фактически, для того, чтобы поддержать существование данного рынка, Tesla в 2014 году объявила об открытии всех своих патентов, связанных с электрическими автомобилями.

Технологии Tesla, касающиеся аккумуляторных батарей и трансмиссий, уникальны, но сами электромобили нельзя считать большой новацией –  в том или ином виде они существуют уже около ста лет. Самоуправляемые технологии – другая история, поэтому никто не хочет ими делиться.

Формирование идеального «пузыря» на рынке

Формирование идеального «пузыря» на рынкеОбобщая сказанное выше, можно отметить, что судебные иски, поданные Waymo и Tesla, являются сильным свидетельством в пользу того, что в Силиконовой долине развивается новый «пузырь», связанный с самоуправляемыми автомобилями. Инженеры с менее чем годовым опытом работы имеют возможность продавать себя за сотни миллионов долларов, а то и за миллиард.

По мнению технического директора Ford Раджа Наира, это связано с растущей стоимостью самоуправляемых технологий. Компания Ford только что приобрела мажоритарный пакет в Argo AI примерно за $1 млрд. Этот стартап занимается машинным обучением и должен поддержать собственные амбициозные усилия компании, которая утверждает, что один миллиард – это примерно та сумма, которую пришлось бы потратить на разработку так называемой «автономии 4 уровня», от которой – всего один шаг до полной самоуправляемости без участия человека.

Когда пахнет деньгами, предприниматели умеют находить быстрые и выгодные выходы из ситуации. После нескольких лет бума продаж в США, у традиционных автопроизводителей денег хоть отбавляй, и они не хотят быть отстающими в гонке, начавшейся на рынке самоуправляемых автомобилей. Во времена зарождения рынка электрокаров, они вели себя гораздо сдержанней, предоставив возможность компании Tesla принять на себя все начальные риски. В настоящее время крупным автопроизводителям необходимо веси разработки в области самоуправляемых технологий. Для тех кто откажется от развития в данной отрасли может случиться настоящая катастрофа, если рынок далеко продвинется в этом направлении в ближайшие десять лет. Отстающим компаниям в любом случае придется покупать лицензию на автономные технологии, как это планирует делать Ford. Одним словом, появился страх. Именно он, а не высокий потенциал рынка самоуправляемых автомобилей, раздувает этот «пузырь». Учитывая то, что теперь в игру вступили юристы, «пузырь» может вскоре лопнуть.

Автономные автомобили, возникнув, обошли электрокары и стали преобладающим выбором технологической индустрии на будущее. Несмотря на то, что многие компании сейчас проводят большоп число экспериментов над работой с авто без водителя, сама технология еще далека от коммерческого воплощения. Амбиции безусловно присутствуют, но они были и тогда, когда многочисленные стартапы в области электромобилей взошли на небосклон, чтобы упасть после финансового кризиса. Как оказалось, желая покупать Tesla, люди не хотели покупать электрические авто, они хотели приобрести автомобиль новой «технологической» марки. На сегодняшний день объем продаж Tesla составляет всего около 1% от мирового автомобильного рынка.

Неистовство, с которым многие стараются продать себя, и продать себя как можно быстрее, свидетельствует о том, что самоуправляемые автомобили могут стать новым «пузырем» на рынке. Если мы увидим появление новых судебных исков с участием самых крупных игроков этого рынка, беспокойство инвесторов только усилится.

Открыть счет для торговли акциями высокотехнологичных компаний

  • Google
  • tesla
  • самоуправляемые автомобили
  • пузырь на рынке
  • Waymo
  • формирование пузыря
X

Похожие публикации

Комментарии (3)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP