Увлеченность торговлей делает его агрессивным трейдером, но только на два часа в день, которые он отдает торговле, Росс Кэмерон (Ross Cameron) - адекватный, терпеливый и практичный человек. Кэмерон начал торговать очень рано и, как большинство других трейдеров, проходил через периоды небольших заработков и крупных потерь. Но упорство принесло свои плоды, так как он много внимания уделял постижению ментальности трейдеров, нестандартному мышлению и развитию необходимых навыков по выявлению акций, в которых намечается большое движение. Преподаватель в душе, он любит делиться своими идеями с единомышленниками.
Росс, расскажите нам о том, как вы заинтересовались финансовыми рынками.
В молодости я всегда интересовался финансовыми рынками. Я ходил в школу Монтессори, где, к счастью, в средних классах был курс фондового рынка. В течение одного семестра ученики, объединив усилия, торговали на бумаге. Мы покупали и продавали акции. Помню, как на доске учитель каждый день писал 15-20 котировок акций. Мы должны были провести исследование и узнать о них как можно больше. Мне нравилось этим заниматься, это было очень интересно.
Учась в старших классах, я открыл онлайн-счет в брокерской конторе и начал торговать. В то время я покупал где-то от 10 до 100 акций компаний, которые мне нравились. Поскольку я любил кататься на лыжах, то купил акции American Skiing Company. Мне нравились велосипеды Cannondale, и я купил несколько акций Cannondale Bicycles. Помню, во время поездки на Аляску я увидел эти огромные грузовики Caterpillar, прокладывавшие новую трассу . И я купил несколько акций Caterpillar (CAT).
Я также покупал US Steel (X) и ExxonMobil (XOM). Я был в восторге, когда через пару дней после их покупки мой счет вырос на 5-6 долларов. И это при том, что я покупал только по 50-100 акций, а они не сильно ходят. Мой счет был небольшим, и я понял, что, несмотря на всю увлекательность этого процесса, я, по сути, топтался на месте.
Поэтому я, в конце концов, где-то через год закрыл этот счет, так как реальных результатов не было. Ну, может, я заработал пару сотен баксов - ничего особенного. Примерно через год (я еще учился в старших классах) моему другу посчастливилось заработать около $20 000 на дешевой акции. Не знаю подробностей той сделки, но он просто где-то что-то услышал и сразу купил эту акцию.
Через пару недель он уже разъезжал на новенькой машине и купил себе домой игральный автомат. Вот так мы распоряжаемся заработанными $20 000, когда нам 17-18 лет.
И вам сразу же захотелось торговать?
В то время я не торговал. Я поступил в колледж, а затем переехал в Нью-Йорк. Я начал работать в сфере архитектуры и дизайна и проработал в ней до 2010 года. За эти годы мне удалось скопить немного денег, и еще немного я получил в наследство. У меня были довольно неплохие сбережения, но я был недоволен тем, что в период с 2006 по 2009 годы я потерял деньги. Эта потеря денег навела меня на мысль о том, что нужно активно управлять своим счетом. Требования были невысокими: если я не буду терять деньги, это уже будет лучше, чем просто вкладывать их в какой-то паевой фонд.
В конечном итоге, я вернулся в Вермонт. Но не специально для того, чтобы торговать на собственном счете, а потому что я оттуда родом, и после нескольких лет, проведенных в большом городе, я был готов что-то изменить в своей жизни. Я работал удаленно на компанию, с которой сотрудничал в Нью-Йорке, и это давало мне возможность спокойно обосноваться и начать какой-то стабильный бизнес. Это было сразу после экономического кризиса, когда не многие готовы были покупать квартиры и делать в них ремонт. Работы в городе уменьшалось, и вскоре я мог вообще остаться не у дел. Я знал, что такая работа в удаленном режиме продлится не долго.
В то же время, я понимал, что мой опыт в области архитектуры не очень-то нужен в Вермонте. Нужно было найти что-то другое. Многим, что происходило со мной в жизни, я обязан тем двум годам в школе Монтессори. В школе у нас была преддипломная практика, во время которой я специализировался на веб-дизайне. Еще в средних классах я начал создавать сайты. В старших классах и в колледже я продолжал этим заниматься. Вернувшись в 2010 году в Вермонт, я задумался над тем, как с помощью этих навыков можно зарабатывать.
Я вспомнил о друге, который заработал на дешевых акциях. Пару недель потратил на то, чтобы разобраться с ними, и начал торговать на бумаге. Затем быстро перешел на реальную торговлю. Я сразу же увлекся этим, но очень быстро понес крупные потери. Через несколько месяцев после начала, я потерял около $15 000 в одной сделке. В Twitter и чатах я видел, как люди рассказывают о том, что зарабатывают тысячи долларов, торгуя внутри дня. Я знал, что зарабатывать можно, надо было только придумать, как это делать, поскольку было очевидно, что то, чем занимался я, не работало.
И что же вы сделали?
Я начал изучать. Я рассматривал графики и старался найти какие-то подсказки о том, почему конкретную акцию надо было купить в конкретный день. У меня начала вырисовываться стратегия. Это был лишь начальный этап разработки моей стратегии, которая длилась около двух лет. Я выделяю в торговле два этапа: первый - разработка стратегии, второй - торговля по успешной стратегии. Второй этап - простой. И хотя у каждого могут быть красные дни, торговать, имея успешную стратегию, не сложно. Самая трудная часть этого процесса - создание стратегии.
Для меня настоящей поворотной точкой стал момент, когда я осознал, что каждый день есть акции, которые ходят по 20%-30%. Хитрость в том, чтобы найти эти акции с самого утра, когда они прошли только 5%-10%. В 8-9 случаях из 10 их можно найти по гэпу на премаркете или по выходу новостей до открытия торгов. Выходит отчет, объявляется о выпуске нового продукта, или выходят какие-то положительные фундаментальные новости. И мы видим, как эти положительные новости отражаются на графике в виде ценового разрыва. Заметив это, проверяем, какие именно новости вышли, а затем начинаем работать по своему контрольному списку. Когда у меня сложилась эта схема, я приступил к оттачиванию процесса. Сначала я понял, что каждый день несколько акций выдают действительно большое движение. Моей задачей было анализировать эти акции в конце каждого дня. Чем было вызвано движение? Где находилась цена на дневном графике? Какими были новости? Я старался связать воедино как можно больше общих параметров, чтобы понять, как все это превратить в стратегию.
И что же вы выяснили?
Я составил контрольный список критериев качественной акции. Например, в мой список входят: 1) В акции должен быть гэп вверх не менее 10%. В идеале, движение должно быть на новостях; 2) Это может быть какой-то секторальный катализатор или просто технический пробой; 3) Количество акций в обращении должно быть не более 100 миллионов. Это была одна из моих ошибок на начальном этапе. Я торговал такие компании, как Bank of America (BAC) и Caterpillar (CAT), у которых несколько сотен миллионов или даже миллиард акций в обращении, и эти акции не ходят. Это отличный инструмент для инвестирования, но они не подходят для трейдера. И это было вторым моим откровением: трейдеры и инвесторы ищут на рынке разные акции. Нужно понимать, к какой категории вы себя относите, а это зависит от вашей терпимости к рискам.
И четвертый пункт моего контрольного списка: в идеале, у акции должен быть сильный дневной график. Это довольно субъективный критерий, так как у каждого свое представление о силе акции. Я, как правило, люблю видеть, чтобы акция находилась выше своей 200-дневной экспоненциальной скользящей средней (EMA). Если акция находится под 200-дневной EMA, я все равно могу ее отобрать, если акция была слабой, и до 200-дневной EMA достаточно пространства для движения. Я всегда обращаю внимание на положение цены относительно 200-дневной EMA.
Пятый элемент моего контрольного списка: ранее акция уже должна была делать крупные движения. Если акция попадает в мой сканер после гэпа вверх, и я, глядя на ее историю, вижу, что три месяца назад в ней было движение 60%, значит, велика вероятность того, что другие трейдеры тоже увидят это движение и подумают то же самое: "Такое движение может повториться сегодня. Я не хочу его пропустить, поэтому лучше войду пораньше". В результате, мы увидим сильное продолжение движения.
Это примеры того, что я ищу. Я всегда учитываю рынок и характер торговли акции. Трейдеры - это единое сообщество, и полезно понимать групповой менталитет. Чтобы заработать на волатильности, трейдер должен понимать, что страх может привести к быстрому падению акции, а жадность - к быстрому росту цены. То есть вы должны уметь проникнуть в сознание 100 000 других трейдеров и проанализировать, где они стали бы покупать конкретную акцию. Или понять, когда шортисты стали бы покрывать свои позиции, потому что этим моментом можно воспользоваться для покупки. Вот так нужно рассуждать.
У меня этот процесс постижения рынка и перехода к торговле был довольно длительным, но я считаю, что через процесс обучения должен пройти каждый трейдер.
Можно представить, сколько времени вам пришлось на это потратить. Что привело вас в Warrior Trading?
В начале 2012 года я основал Warrior Trading (досл. – «Торгуй, как воин») - в основном, потому, что хотел иметь сообщество трейдеров, в котором можно было бы обмениваться идеями. Я чувствовал, что, если окружить себя людьми, на которых можно равняться, или которые обладают интересными для вас навыками, это повысит вероятность достижения успеха. Поэтому я задумался о создании чата. Через пару лет после его появления, я провел свои первые курсы дейтрейдинга. На тот момент я уже неплохо торговал и, безусловно, имел прекрасное понимание фундаментальных факторов. Я мог обучать новичков, многие из которых находились на том же этапе, где я был несколько лет назад. Пройдя этап разработки стратегии, я знал, что нужно, чтобы из точки А трейдер перешел в точку Б. Поэтому наше сообщество продолжало расширяться. Особое внимание мы уделяли образованию, а не рассказам о том, какой фантастический у меня образ жизни, чтобы все завидовали. Я также не стремился к тому, чтобы другие трейдеры копировали мои сделки. Я всегда говорю участникам сообщества, что не надо меня копировать. Они не смогут хорошо торговать, если будут делать это. Я стимулирую командную работу по поиску правильных точек входа. Я делюсь с ними своими наработками, но они должны учиться.
Каждый день, во время перерыва, я провожу анализ рынка по состоянию на средину дня. Я выкладываю его в YouTube, стараясь предоставлять торговому сообществу как можно больше бесплатного контента. На сегодняшний день, наш чат насчитывает около 5000 участников. Быть частью этого сообщества и торговать на глазах тысяч трейдеров непросто, но очень увлекательно. Торговля сопряжена со стрессом, так как приходится иметь дело с убытками, предсказать которые невозможно. Но именно это делает торговлю такой потрясающей. Многие из наших учеников - пенсионеры, которые приходят в торговлю в поисках общества или хобби, которым можно заниматься каждый день, выстраивая свою жизнь по-иному. Я провожу уроки каждое утро, в 8:30, и торгую с открытия в 9:30 до 11:30. Работа на самого себя часто означает отсутствие структуры, но рынок делает наш день структурированным. Думаю, что такая структура привлекает в торговлю тех, кто ушел на пенсию с работы "с 9 до 17". Потрясающей особенностью торговли является то, что, когда она становится вашей страстью, вам уже не хочется бросать это занятие. У нас есть трейдеры, которым за 80, но они прекрасно справляются с компьютером, умеют торговать и пользоваться горячими клавишами, и делают это быстро. Им это очень нравится, и это помогает им оставаться активными и сохранять ясное мышление.
Уверен, вам приятно об этом говорить. Вы сказали, что каждый день есть акции, которые проходят за день 20%-30%. Вы торгуете только в лонг или в шорт тоже?
Моя торговля основана на сделках в лонг. По-моему, это все равно, что быть правшой или левшой. Что для одного естественно, другому может быть непривычно. Это не означает, что не бывает людей, которые достаточно хорошо владеют тем и другим. Но по моим наблюдениям, большинство придерживается одной из сторон. Я всегда был на стороне покупателей. Я лучшее понимаю эту сторону. А поскольку большинство моих студентов - пенсионеры, они торгуют на своих пенсионных счетах, где нельзя брать акции в шорт.
Кроме того, для шортов существует ограничение, которое вводится в действие, когда акция падает на 10%. После этого ее можно будет шортить только на аптике. Институционалы таким образом стараются предотвратить быстрое падение или обвал акции. С другой стороны, ничто не мешает акции вырасти на 500%. Поэтому, по своей сути, рынок предназначен для движения вверх. За те годы, что я торгую, восходящих трендов было больше, чем нисходящих. Торговля в шорт хороша для дейтрейдеров тем, что они тяготеют к краткосрочным сделкам. Я торгую только в лонг. Поэтому, когда я смотрю на акции, то ищу те, где есть гэп вверх, и хочу, чтобы пони продолжали идти вверх.
Я не торгую акции с гэпом вниз на продолжение падения. Как правило, если происходит гэп вниз, для акции вводятся ограничения, и шортить ее будет труднее. А если вы торгуете на пенсионном счете, то шортить акции вообще нет возможности.
В результате, по упомянутым причинам на очевидную для всех формацию среагирует меньшее количество участников рынка. Они либо не смогут этого сделать из-за отсутствия возможности занять акцию, либо не захотят входить на аптике. А это значит, что решимость трейдеров при очевидной формации будет недостаточной. По крайней мере, так мне кажется. Я считаю, что торговля работает, потому что 100 000 людей смотрят на акцию, видят, что она уже выросла на 20% и теперь формирует бычий флаг. Я покупаю на таких пробойных фигурах, как бычий флаг или плоская вершина. Это классические фигуры. Но я избирательно применяю их каждый день к определенному типу акций.
Но нужно смотреть не только на классические графические формации, не так ли?
Сама по себе формация - это не стратегия. Стратегия - это когда вы объединяете все и говорите себе: "Вот формация. Вот тип акций, к которому я буду ее применять. Вот время дня. Вот ценовой диапазон". Таким образом, вы сужаете круг поиска. Мой список для торговли на день сводится к 4-5 акциям.
И так, стратегию создали. Что дальше?
В январе 2017 этого года я внес на свой счет $583 и поставил себе задачу превратить к концу года эту небольшую сумму в $100 000. Я могу сделать это, потому что в прошлом году заработал около $200 000, и мне интересно, смогу ли я превзойти этот результат. Я находился под давлением необходимости стабильно увеличивать заработки от года к году. Если появляется год, когда вы заработали меньше, это всегда расстраивает. 2016 был прекрасным годом, и если мне не удастся повторить его показатели, я буду считать это неудачей. Поэтому я подумал, что нужно сделать что-то совершенно иное. Когда я говорю о $583, то, на самом деле, на счет я внес $700. Но брокер усложнил мне задачу, сняв оплату за платформу и биржевые комиссии. И хотя моя цель - $100 000 - это лишь половина от того, что я заработал в прошлом году, я думаю, что, учитывая старт с отметки $583.15, этот результат будет заслуживать большего уважения.
Я подумал, что смогу довольно легко заработать, работая на небольшом торговом счете, потому что смогу воспользоваться плечом и сосредоточусь на акциях, которые ходят по 20%-30% в день. Я знал, что первые несколько недель будут самыми трудными, пока счет не вырастет примерно до $5000. Но 8 марта 2017 года, всего после 44 дней торговли, я пересек отметку $100 000. Я достиг цели более чем на 200 торговых дней раньше (всего в году около 250 торговых дней).
Это невероятный результат даже для меня. Я знал, что смогу сделать это, но не думал, что так быстро. Это лучшие три месяца торговли за всю мою жизнь. Этим успехом я обязан максимальной концентрации, которая была результатом того, что я публично поставил такую амбициозную цель. О том, что я взял на себя такое обязательство, знали все. И под таким давлением я сделал это. Каждый день я сосредоточивался всего на нескольких акциях, и агрессивно торговал по своей стратегии. Этот вызов стал для меня прекрасной возможностью продемонстрировать, что для торговли на рынке не обязательно иметь много денег.
Да, часто приходится слышать вопросы о том, сколько денег нужно для начала торговли.
Некоторые думают, что нужно много. Но это не так. На самом деле, нужно умение, и деньги здесь ни при чем. Без умения вы не сможете раскрутить небольшой счет. Вы не сможете увеличить даже большой счет, и просто опустошите его. Именно этим я занимался в течение первых двух лет, пока разрабатывал свою стратегию. Я просто терял месяц за месяцем. Большинству людей так и не удается завершить разработку стратегии, так как они не могут позволить себе продолжать терять деньги или бросить основную работу и т. п. В конечном итоге, они сдаются. Я хочу помочь трейдерам избежать этого.
Когда к моим занятиям присоединяются новые студенты, то первое, что они должны сделать, - прекратить торговать на живые деньги. Я ставлю их на симулятор, и он определяет все параметры их сделок, чтобы они могли увидеть точность своей торговли, соотношение риск/прибыль, найти оптимальное время дня для торговли и лучший ценовой диапазон. Наличие всех этих показателей помогает им в разработке стратегии, так как без такой информации вы будете просто гадать, что нужно делать иначе, чтобы достичь улучшения.
Мне посчастливилось узнать все это еще в школе. Я, наверное, был очень смешон, когда настойчиво просил родителей купить мне ноутбук для ведения электронных таблиц. Мне всегда нравились таблицы, и я хотел вести учет всех своих показателей. Как только я вернулся к торговле, то сразу же создал в Excel файл, в котором учитывал каждую свою сделку. Это позволило мне определить, что работает, где я стабильно зарабатываю, а где стабильно теряю, и понять, что стабильную прибыль мне приносили акции с огромными движениями.
Таким образом, от такой работы зависело мое выживание на рынке. Мне нужно было выбрать один метод, который бы позволил оставаться на плаву. И когда я это сделал, тогда смог перейти к разработке других стратегий. То есть я отсек все, что не работало, и сосредоточился только на том, что работало.
Какой один совет вы дали бы тем, кто только начинает торговать?
Самый главный совет, который я бы дал начинающему трейдеру, - не торопиться. Для торговли на рынке у вас есть вся жизнь. Не торгуйте на живые деньги, пока не убедитесь, что можете получать прибыль. Когда я был новичком, этот совет помог бы мне сэкономить более $30 000. Цель торговли на бумаге - протестировать свои стратегии и устранить ошибки, прежде чем выходить на рынок.
Трейдинг - невероятная работа. Многие говорят, что если вам действительно нравится этим заниматься, вы уже никогда не пойдете на другую работу. Вот с таким чувством я каждый день захожу в свой офис. Я с нетерпением жду этого. Первые два года разработки стратегии дались мне трудно. Этот процесс можно было бы улучшить, пройдя какое-то обучение, поторговав на демо-счете и попав в окружение прибыльных трейдеров.