Каждый день население Земли растёт как на дрожжах, но как на этом заработать? Ведь хорошо бы, чтобы акции росли так же быстро, как население.
Что обеспечило успех Ford Model T и iPhone 5c?
Заработать на росте населения - это не только купить подешевле и продать подороже. Люди не продаются и не покупаются, или такая покупка, во всяком случае, противозаконна. Желающие использовать рост населения в целях международной торговли всегда обращали внимание на рождающиеся попутно потребности. Спрос населения Земли за последнее время изменился кардинально. Хорошо известно, как в число бестселлеров ХХ века попал автомобиль Ford (Nyse: F): он начал активно продаваться сначала США, а затем по всему миру, и изначально было далеко до конвейера. Одним из самых популярных товаров ХХI века стал iPhone, сборка которого сразу же поставлена на конвейер, а потребление стало массовым далеко за пределами США. Идея iPhone, выдержав больше пяти изданий, трансформировалась в концепцию телефона для масс. Разработав бюджетную версию iPhone, компания Apple (Nasdaq: AAPL) спекулирует на беспрестанном расширении числа потребителей в Китае. Тем самым всему миру показывается пример того, как заработать на росте населения. Но давайте присмотримся к происходящему. Разве сделать бюджетную версию люксового смартфона - это встать в позицию сильного? У крупнейшей телекоммуникационной компании, похоже, не осталось идей для дальнейшего развития. На бюджетных смартфонах вряд ли удастся заработать больше, чем на люксовых, особенно если их цены будут так биться с ожиданиями, как у iPhone 5c. Впрочем, Apple ещё может успеть в уходящий поезд, так как iPhone последней версии не сильно превосходит бюджетный по технологической начинке, а высокая цена этой марки сдерживала многих от решения в её пользу. И всё же, глупо пытаться догнать яблоко, покупая акции телекоммуникационных компаний, работающих в дисконтном сегменте. Брать пример с Apple можно в другом аспекте, а именно покупая акции компаний, торгующих наиболее востребованной продукцией. В случае с iPhone и Ford речь идёт о метапотребностях в социальном признании, а также вполне насущной необходимости в средствах транспорта и связи.Как заработать на базовых потребностях?
Не нужно быть Абрахамом Маслоу, чтобы понять, что в число базовых потребностей человека входит голод, управляющий мировыми ценами на продовольствие. Стоимость молочной продукции прибавила 25% по сравнению с предыдущим годом, но её дальнейший рост вряд ли возможен. Там, где цены контролируются, он уже попал в поле зрения регулирующих органов. В то же время мировые цены на сахар опять показывают признаки роста. Индекс цен на каши снизился на 22%, и здесь дальнейшее падение маловероятно. Причина возможного подорожания по-прежнему видится в увеличении населения. Рост населения увеличивает спрос на мясные и молочные протеины, а также на злаки и зерновые культуры. В последнем отчёте министерства сельского хозяйства США говорится о повышении прогноза по ценам крупного рогатого скота, свинины, бройлеров и индеек, куриных яиц и молочных изделий. Тот же прогноз предполагает уменьшение предложения пшеницы в России, Казахстане и Аргентине, а также относительно высокую стоимость пшеницы около 7 долларов за бушель.Акции агротехов на Nyse и Nasdaq
На открытом рынке бумаги агротехов обращаются довольно давно. Adecoagro (Nyse: AGRO) фокусируется на пастбищах в Аргентине, Бразилии и Уругвае. Alico (Nasdaq: ALCO) выращивает цитрусы, сахарный тросник и крупный рогатый скот. S&W Seed (Nasdaq: SANW) культивирует люцерну и пшеницу. SunOpta (Nasdaq: STKL) делает упор на продукты питания, которые соответствуют здоровому образу жизни. Tianli Agritech (Nasdaq: OINK) размножает свиней в Китае. Кроме того инвесторы рассматривают сельскохозяйственные фирмы в качестве объекта для частных капиталовложений. В то же время расходы на еду - лишь малая доля потребительских расходов в США. По данным продовольственных ассоциаций объясняют, что увеличение стоимости продовольствия может объясняться неспособностью покупателей диктовать цены где угодно, только не в Америке. Чтобы поесть дома, жители Филиппин тратят 53% располагаемого дохода, Индии - 48%, Мексики - 24%, Нидерландов - 11%, Канады и Великобритании - по 10%, и США - всего 6%. По этой причине об устойчивом повышении акций американскому агробизнесу пока остаётся только мечтать. Его акции не отличаются особой ликвидностью. Единственной привлекательной компанией в сельском хозяйстве остаётся в этом контексте The Andersons (Nasdaq GS: ANDE):- aдекватные торговые объёмы,
- рыночная стоимость 1,42 млрд долларов,
- недавняя покупка одного из старейших в Канаде переработчиков и экспортёров бобовых Thompsons Limited,
- почти одновременная покупка вагоноремонтный завод Mile Rail,
- больше 141 млн бушелей ёмкости для хранения зерна,
- увеличение мощности на 39 млн бушелей, расширение в Айову и Теннеси,
- ANDE производит 330 млн галлонов этанола в год (из одной тонны кукурузы получается около 96 галлонов этанола).
- Коэффициент оборотных активов к текущим обязательствам улучшился с 1,31 до 1,35.
- И главное - цена к стоимости 0,82 (при средней в 3)! Немаловажное обстоятельство, если учесть, что компания за последнее время накупила вагонов на 194 млн долларов (нетто 52 млн, с учётом продажи старых) и сделала 79 млн инвестиций в инфраструктуру, связанную с этанолом.
Целевой уровень по акциям The Andersons на Nyse находится, на мой взгляд, в районе 240 долларов. Таким образом, я склонен относиться к этой бумаге как к opportunity. На практике это означает, что акции ANDE надо просто накапливать при снижении, целясь пока что на 20 долларов выше и соблюдая риск-менеджмент. Прогноз можно обновить после пробоя выше 100 долларов.
Напоследок, немного инфографики. Заметьте, рост выручки удалось поддержать благодаря этанолу!