Что нужно для успешной и прибыльной торговли на бирже? Какова природа рынка? Какие ключевые факторы оказывают влияние на рынок и как их правильно интерпретировать? Ответы на эти вопросы можно получить при помощи освоения торговых стратегий, а также применяя на практике различные теоретические знания. Одним из способов анализа рынка является теория объемов.
Основные постулаты теории объемов
Теория и практика объемов держится на «трех китах»:
- «Большие деньги» задают движение любому рынку;
- Субъектами, приводящими на рынок крупные вливания, являются институциональные игроки, страховые фонды, банки, транснациональные корпорации и т.п.
- С помощью объема можно отследить влияние на рынок крупных игроков.
Объем указывает на настроение рыночных игроков, непосредственно формируя сам рынок. Таким образом, можно следить за тем, что происходит на бирже, используя накопительные объемы и динамику его перемещения на рынке.
Интерпретация рыночных объемов
Объем представляет собой число акций/контрактов, которые были проданы или куплены за конкретный временной промежуток.
К примеру, один игрок купил 5 лотов, второй продал 5 лотов, третий купил 5 лотов. Совокупный объем совершенных сделок равен 15 лотам. Эту величину называют суммарным объемом купли-продажи (чистый объем). Она влияет на формирование рынка и указывает на настроение продавцов и покупателей. Суммарный объем задает направление цены, в зависимости от того, кого больше: тех, кто продает, или же тех, кто покупает.
Его следует рассматривать в вертикальном и горизонтальном срезе.
Горизонтальный срез объема можно увидеть на гистограмме, расположенной справа или слева от ценового графика. Это объем, который за конкретное время накопился по определенной цене. Вертикальный срез можно анализировать, взглянув на вертикальные столбцы, располагающиеся под графиком цены. Этот индикатор информирует о том, что происходит на рынке и откуда идет давление, сверху или снизу, а также определяет степень активности рынка. Чем выше поднимается столбик объема, тем больше сделок было заключено на определенный момент времени. И наоборот, если столбик поднялся невысоко, то сделок было совершено меньше, то есть рынок был менее активным.
Большой объем торгов говорит о том, что на рынке присутствовали «большие деньги». Низкий дает информацию о том, что заключение сделок происходило между мелкими трейдерами, а крупные игроки отсутствовали.
Графики объемов торгов имеют определенную хронологию. Подобные графики в течение биржевого дня принимают форму латинской буквы V. Это не случайно, поскольку в первую очередь выполнению подлежат заказы прошлого дня и ночные заказы. В следующие часы число сделок сокращается, так как, чтобы собрать заказы, нужно некоторое время. На конец дня объемы торгов снова увеличиваются и формируют цену закрытия.
Таким образом, изучая объемы, можно определить следующие рыночные тенденции:
- действия крупных участников на рынке;
- уровни, на которых решения торгов принимаются игроками;
- действия в зависимости от различных ценовых уровней.