Облигация – это ценная бумага, несущая в себе долговое обязательство эмитента перед держателем, которое может быть удовлетворено в любой момент в денежной или товарной форме. Стоимость облигации формируется из двух показателей: дисконта – номинальной стоимости бумаги, и купона – процента от стоимости, начисленного со временем.
Облигация представляет собой аналог вклада для ее держателя и аналог кредита для предприятия эмитента. Как правило, они выпускаются акционерными обществами дополнительно к основному пакету ценных бумаг и служат средством привлечения капитала. Дополнительные эмиссии могут быть связаны с запуском новых проектов и строительством производственных помещений.
Инвестирование в облигации
Рынок облигаций привлекателен для паевых фондов и инвесторов, не склонных к риску, потому как этот вид ценных бумаг обладает фиксированным в процентах доходом и ограниченным периодом обращения. Доходность же определяется типом облигации, а на вторичном рынке огромную роль играет и процент по банковским депозитам, являющийся своеобразным эталоном сравнения.
По типу причисления дохода существует три основных вида облигаций:
• Дисконтные. Этот вид ценных бумаг всегда продается дешевле номинальной стоимости, а котировочная цена зависит от сроков – чем ближе к окончанию оборота облигации, тем выше становится ее цена, постепенно достигая номинала к окончанию сроков оборота
• Купонная облигация, доход по которой начисляется согласно фиксированной процентной ставке, указываемой в проспекте, прилагаемом к ценной бумаге при эмиссии. Большинство государственных предприятий во всей Европе выпускают именно этот вид облигаций.
• Бумаги, доходность которых привязывается к межбанковским кредитным индексам LIBOR, MOSPRIME, EURIBOR. Доходность этого класса облигаций определяется по плавающим процентным ставкам, размер которых прочно связан с состоянием мировой банковской системой. Величина причисляемого дохода рассчитывается и фиксируется в проспекте каждые 2-3 месяца.
Другая классификация облигаций также может быть интересна инвесторам, потому как определяет вариант достаточно выгодного реинвестирования. Согласно ей, облигации могут быть конвертируемыми и неконвертируемыми. Первые по истечению их срока действия можно обменять на обыкновенные акции того же предприятия, по внутреннему, более выгодному курсу. Таким образом, можно либо продолжить взаимодействие с компанией, либо перепродать акции на бирже, получив от этого дополнительный доход.
Облигации на вторичном рынке ценных бумаг
Для предприятий облигации, прежде всего, являются источником долгосрочного заимствования средств, необходимых для реализации проекта. Сроки же использования капитала могут растягиваться от одного до 20-30 лет. Постепенное возрастание дохода становится неинтересным для инвесторов, желающих выйти из игры и получить свои деньги вместе с полагающимися процентами. Форма облигации хороша легкостью передачи и продажи. Цена же определяется на основании дисконта и ставок, указанных в эмиссионном проценте.
Значительную роль в определении стоимости играют и банковские ставки по депозитам, которые обладают обратной зависимостью к цене облигации: чем выше взлетают ставки, тем ниже котируется ценная бумага.
Продажа облигаций на вторичном рынке осуществляется по двум механизмам:
• Ажио – или продажа с премией, выше номинальной стоимости. Применяется преимущественно для купонных бумаг, доход по которым нарастает с течением времени, а номинал остается прежним.
• Дизажио – реализация облигации по цене ниже номинальной. Применяется преимущественно для дисконтных ценных бумаг
Облигация – ценная бумага, позволяющая предприятиям привлекать дополнительный капитал от инвесторов и выражающая долговое обязательство, нарастающее подобно банковскому кредиту. Капиталисты же могут, как удерживать бумагу, используя преимущества нарастающей стоимости, так и передать обязательство другому лицу по рыночной стоимости долга предприятия на текущий момент времени.