Принято считать, что основание собственного бизнеса – это «в омут с головой»: начинающему предпринимателю придется брать кредиты, продавать имущество, чтобы обеспечить предприятие активами, распрощаться со свободным временем. Все это не более чем стереотипы, так как речь может идти и о мини бизнесе, который не требует больших вложений и постоянного внимания, более того, способен являться источником пассивного дохода, тогда как активный будет обеспечиваться основной работой.
Естественно, большого капитала на таком деле сколотить не получится – в этом и есть главный недостаток. Однако и преимуществ достаточно:
Мини бизнес полностью избавлен от бюрократии: не приходится тратить время на согласование решений с начальством или контролирующими органами. Кроме того, мини бизнес очень легко приспосабливается к новым требованиям рынка, не встречая сопротивления со стороны сотрудников (которые либо вообще отсутствуют, либо наличествуют в числе 2-3 человек), тогда как организационной «махине» национального масштаба каждое стратегическое изменение дается со скрипом. Наконец, важнейшее преимущество – если бизнес прогорит, то предприниматель не останется с долгами, а лишь потеряет вложенный капитал, который, как правило, составляет не более 5-6 тысяч долларов.
Нужен ли мини бизнесу план?
Следует сразу отметить, что бизнес-планы бывают внешними и внутренними. Разница заключается в следующем: внешний бизнес-план готовится для того, чтобы убедить инвестора или банк в том, что бизнес имеет перспективу. Внутренний план – это своего рода стратегия развития, которую сам предприниматель составляет для себя.
Составление внешнего плана на первых порах бизнеса считается ошибкой, потому как в этом документе предприниматель склонен переоценивать перспективы фирмы. Учитывая тот факт, что и инвесторы стремятся в первую очередь познакомиться с внутренним планом, можно сделать вывод, что внешний документ вообще является формальностью. Так или иначе, привлекать инвесторов и претендовать на кредит до того, как бизнес доказал свою жизнеспособность, не рекомендуется. Следует отвести на «тест» до 4 месяцев – как правило, этого времени предпринимателю достаточно, чтобы понять насколько жизнеспособен его проект.
Несколько слов о регистрации
Многих людей, желающих открыть свое небольшое дело, отпугивает такой аспект: нужно регистрировать бизнес и платить за него налоги. Понимание того, что они еще ничего не заработали (а, возможно, и не заработают), но уже должны государству, заставляет их отказываться от всякой идеи предпринимательства.
Такое абсолютное трактование законодательства на самом деле неверно: регистрировать нужно не бизнес, а предпринимательскую деятельность. Для того чтобы бизнес считался предпринимательской деятельностью, необходимо соблюдение двух условий:
- получение системного (то бишь бесперебойного) дохода;
- крупный размер дохода.
Действует практика, которая у французов называется desuetude (о том, что это, можно прочесть в статье http://utmagazine.ru/posts/8968-de-yure): де-юре предприниматель должен платить налоги, как только получил первый доход, а де-факто у него точно есть несколько месяцев для того, чтобы убедиться, что доход будет системным. Касательно величины дохода, предпринимательскую деятельность по получению которого нужно регистрировать, уместно говорить о негласно установленной планке в 30 тыс. рублей в месяц.
Идеи мини бизнеса
Для того чтобы понять наглядно, что же представляет собой мини бизнес, рассмотрим некоторые его идеи.
- 1. «Передувка» подушек
В качестве активов для такого бизнеса понадобятся 2 агрегата: сам аппарат по «передувке» (стоит он около тысячи долларов, если новый) и швейная машинка для сшива чехлов. Если стоимость аппарата кажется слишком высокой, можно найти бывший в употреблении агрегат либо вообще собрать его самостоятельно, так как сам механизм примитивен. Кроме того, нужны чехлы-наперники – в этом аспекте деятельности можно включить предпринимательскую фантазию и подумать о том, как, используя творческий подход, сделать мини бизнес уникальным.
- 2. Продажа зелени
Стоимость 1 килограмма зелени составляет 150 рублей. С 1-ой сотки реально собрать до 2000 кг зелени за сезон (если все правильно рассчитать). С 6-и соток выходит 12 тонн или 12000 кг, что в рублевом эквиваленте соответствует 1,8 млн. рублей.
Конечно, такая сумма достаточно утопична: во-первых, не весь товар будет реализован, во-вторых, могут вмешаться и погодные условия, однако, на миллион умелый предприниматель может рассчитывать железно.
- 3. Копи-центр
Копировальный центр необходим в любом учебном учреждении (а в крупных и по несколько). Если речь идет о ВУЗах, то здесь уместно предложение дополнительных услуг, например, переплет дипломных работ (каждый июнь будет золотым месяцем). Можно помимо непосредственно услуг осуществлять продажу побочных канцелярских товаров (например, папки-скоросшиватели и дыроколы точно будут пользоваться спросом).