Информационное агентство

Информационное агентство (ИА) – организация, специализирующаяся на сборе и обработке новостей и аналитической информации для последующей передачи в СМИ. Информагентства обслуживают печатные издания, телерадиокомпании, государственные и коммерческие новостные структуры.

 

Крупные ИА являются надежными источниками получения новостной информации, которая не требует дополнительной проверки. Поэтому сотрудничество с информагентствами очень выгодно различным СМИ, так как позволяет получать новую, и дополнять уже имеющуюся информацию, не расширяя штата собственных корреспондентов.

 

История возникновения

 

Первое информационное агентство было создано во Франции в 1835 году. Его основателем был бывший банкир Шарль Луи Гавас, штаб-квартира агентства находилась в Париже. После свержения Наполеона, Гавас не смог вернуть финансовые средства, которые давал в кредит французскому правительству и оказался на грани разорения. Чтобы заработать, он воспользовался своим знанием иностранных языков и стал переводить иностранные новости и продавать их французским СМИ.

 

Вскоре из небольшого бюро переводов, компания Гаваса превратилась в передовое информационное агентство, с более чем 80 корреспондентами во всех странах Европы. В те времена все новости передавались исключительно почтой, и чтобы опередить почтовые кареты и первыми получить информацию, в агентстве Гаваса использовали почтовых голубей.

 

основатель первого информагентства Ш.Л. Гавас

 

В 1847 году был изобретен телеграф, что дало возможность мгновенно передавать информацию на большие расстояния. Это изобретение дало толчок развитию информационных агентств в мире. В 1848 году Бернхард Вольф основал первое информагентство в Берлине, а в 1851 году Пауль Юлиус Рейтер организовал свое агентство в Лондоне. В 1870 году три ведущих европейских агентства подписали картельный договор по разделу сфер влияния. Сыну Шарля Гаваса, Огюсту который руководил агентством после смерти отца, досталась Франция с ее колониями и страны Средиземноморья, Рейтеру – Британская Империя и Восточная Азия, Вольфу – Северная и Восточная Европа, Германская Империя с колониями.

 

В Северной Америке первое информационное агентство было создано в 1848 году представителями шести нью-йоркских газет. Сделано это было для уменьшения расходов на получение новостей после появления телеграфа. После прокладки трансатлантического телеграфного кабеля в 1858 году произошло объединение телеграфных сетей европейских и американских агентств.

 

В Российской Империи первое информационное агентство появилось в 1866 году. Сначала Российское телеграфное агентство (РТА) получало телеграммы из-за рубежа и несколько раз в день отправляло их своим подписчикам по телеграфу. Но вскоре РТА стало активно сотрудничать с агентством Вольфа и через его каналы распространять собственную информацию в странах Европы. В 1870-80-х годах в России были созданы Международное и Северное телеграфные агентства.

 

После Октябрьской Революции все телеграфные агентства были объединены в один информационный орган – Российское телеграфное агентство (РОСТА). В 1925 году оно было переименовано в Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС) и долгое время являлось единственным информационным агентством в стране. В 1961 году было образовано информагентство Агентство печати «Новости» (АПН), которое хотя и было негосударственной структурой, жестко контролировалось правительством СССР.

 

После распада Советского Союза начался «информационный бум», который не оставил в стороне информационные агентства. Была разрушена монополия ТАСС и АПН и многие частные ИА сумели завоевать популярность и репутацию надежных источников. Сегодня в России функционирует более 500 различных информационных агентств.

 

Многие аналитики предрекали крах информагентств, в связи с быстрым развитием интернета. Но этого не произошло, информационные агентства сумели быстро переориентироваться, создать свои сайты и сейчас большинство новостей на интернет-ресурсах ссылаются на сайты крупных ИА.

 

Особенности деятельности информагентств

 

Принцип деятельности информагентства очень простой – нужно первыми узнать о какой-то новости и первыми разместить ее. К услугам ИА прибегают СМИ, которые освещают события в тех местах, где не имеют собственных корреспондентов. Например, вашингтонской газете нужно написать статью об Ираке и чтобы не посылать туда своего сотрудника, один из штатных авторов напишет статью, ссылаясь на данные какого-либо информационного агентства. Именно этим обусловлено наличие в штате различных СМИ авторов, которые пишут статьи от собственного имени руководствуясь информацией полученной от корреспондентов других организаций.

 

Информационные агентства используют множество способов получения информации и вот основные из них:

 

  • Репортеры;
  • Специальные, иностранные и внештатные корреспонденты;
  • Авторы статей;
  • Агентства новостей и другие информагентства;
  • Синдицирование;
  • PR-источники.

 

Репортеры – это журналисты, которых главный редактор отправляет на поиски материала по заданной теме. Как правило, репортеры специализируются на одной или двух темах (спорт, политика, экономика), но есть репортеры широкого профиля.

 

Специальные корреспонденты – журналисты специализирующиеся на освещении какой-то одной отрасли. Они поставляют материал для различных информационных колонок, а также могут привлекаться к редакционной деятельности. Иностранные корреспонденты – журналисты широкого профиля, которые передают информацию в агентство, касающуюся событий происходящих в стране пребывания. Обычно эта информация касается политики, экономики и различных общественных событий. Внештатные корреспонденты – журналисты, сотрудничающие с ИА, но не числящиеся в его штате. Как правило, внештатных корреспондентов привлекают для освещения событий местного масштаба в национальных СМИ.

 

Корреспонденты – это главные поставщики новостей. Они выезжают на место событий и видят все своими глазами. Если есть возможность, то на выезд отправляется съемочная группа - корреспондент и оператор.

 

работа съемочной группы

 

Авторы статей специализируются на обработке данных полученных с мест событий. В основном это специалисты в какой-либо отрасли, которые пишут статьи с собственными прогнозами, выводами и комментариями. Как правило, один автор отвечает за одну конкретную рубрику. Очень часто к работе с информагентствами привлекаются внештатные авторы – специалисты, в какой-либо сфере использующие для написания статей собственные источники.

 

Агентства новостей – это организации специализирующиеся на продаже новостей и очерков определенной тематики. Также существуют АН, которые продают информацию, касающуюся событий в собственной стране зарубежным информационным агентствам и СМИ.

 

Синдицирование – это покупка различных информационных материалов у частных лиц с целью последующей перепродажи в различные средства массовой информации.

 

PR-источники – это способ получения информации появился совсем недавно. Он подразумевает получение новостей от PR-специалистов различных компаний. Особенно этот способ актуален для экономического и финансового блока.

 

Виды информационных агентств

 

Хотя все информационные агентства выполняют одну и ту же функцию и имеют приблизительно одинаковую структуру, их классифицируют по трем основным признакам:

 

  • Целевое назначение;
  • Тип собственности;
  • Масштаб распространения.

 

По целевому назначению информагентства различают на универсальные и специализированные. К универсальным относятся все крупные ИА, на лентах которых проходят сообщения по всем темам – от политики, экономики и финансов до спорта и культуры. Специализированные агентства работают только в одной отрасли и подробно ее разрабатывают. Обычно такие ИА являются составляющими крупных универсальных агентств. В качестве примера можно привести Агентство военных новостей, действующее в рамках ИА Интерфакс.

 

По типу собственности информагентства бывают частными и государственными. Отличие между ними только в том, что государственные ИА более осторожно подходят к освещению политической деятельности, а в некоторых странах, например в Туркмении, государственное информационное агентство выполняет роль «голоса власти».

 

Самая сложная классификация – это масштаб распространения деятельности информагентства. Есть крупные мировые ИА, а есть национальные. Различие между ними не в количестве корреспондентов и офисов, находящихся за границей, а в «ареале распространения информации». Под этим термином понимают территорию на которой данное агентство распространяет зарубежные новости.

 

Например, из сообщений британского агентства Reuters, жители Каира узнают о событиях произошедших в Мехико, жители Стокгольма о событиях в Южной Африке. Это означает, что информация предоставляемая этим агентством циркулирует по всему мировому пространству. То есть, Reuters – общепризнанное мировое информагентство. А если из сообщений агентства мировая общественность узнает только о событиях произошедшей в данной, конкретной стране – такое ИА, является национальным. Примером такого агентства являются датское национальное агентство Ритсаус, которое освещает за рубежом события произошедшие в Дании. 

 

Крупнейшие информационные агентства России и мира

 

В каждой стране существует свое национальное информагентство, но ведущих мировых ИА всего несколько, к ним относятся: Reuters, Associated Press, Agence France-Presse. К числу крупнейших российских информационных агенств относятся ТАСС, РИА Новости, Интерфакс.

 

количество представительств ведущих мировых информационных агентств

 

Reuters – британское информационное агентство, основанное в 1851 году П. Ю. Рейтером. Фактически Reuters является официальным информагентством Великобритании основная специализация которого распространение иностранной информации. С этим агентством сотрудничают более 15 000 газет, информационных агентств, теле- и радиокомпаний в Великобритании и еще 150 странах мира.

 

За день ИА Reuters передает более 5 500 000 слов на английском, французском, немецком, испанском и арабском языках. В штате агентства состоит около 14 тыс. сотрудников, которые работают в 197 офисах и представительствах в 91 стране мира.

 

Agence France-Presse – старейшее информагентство в мире основанное в 1835 году Ш.Л. Гавасом. Агентство было закрыто правительством Виши и восстановлено с теперешним названием в 1944 году. Среди подписчиков агентства более 12 000 средств массовой информации во Франции и мире.

 

Ежедневно France-Presse передает более 600 000 слов на английском, французском, немецком, испанском, арабском и португальском языках. В структуре агентства работает 2.5 тысячи сотрудников в 190 бюро расположенных в 150 странах мира.

 

Associated Press – крупнейшее американское информационное агентство. Оно было создано в 1846 году в Нью-Йорке. Первоначально эта организация была образована пятью нью-йоркскими газетами для уменьшения расходов за получение информации. Деньги отчислявшиеся в Associated Press тратились на оплату рейсов быстроходных пароходов, финансирование собственной конной службы доставки почты и оплату телеграфных расходов. В итоге Associated Press превратилось в одно из крупнейших информационных агентств мира, которое в 1978 году наряду с другим американским ИА United Press International полностью монополизировали внутренний информационный рынок.

 

Сегодня Associated Press передает более 20 млн. слов ежедневно и обслуживает более 15 000 средств массовой информации во всем мире. Трансляции агентства ведутся на английском и испанском языках. В Associated Press работает около 4 100 сотрудников, а 243 представительства компании работают в 97 странах мира.

 

Помимо вышеперечисленных, сильные позиции на мировом информационном пространстве имеют китайское информагентство Синьхуа, которое ведет трансляции и новостные ленты на 7 языках, в том числе и русском, а также немецкое агентство Deutsche Presse-Agentur ведущее трансляцию на 4 языках и обслуживающее практически все ежедневные немецкие газеты. Среди информагентств специализирующихся на финансовой информации, ведущее место занимает американское ИА Bloomberg.

 

Крупнейшее российское частное информационное агентство Интерфакс было создано в 1989 году. Сейчас в структуру этой организация входят более 30 компаний работающих на информационном рынке. Кроме этого, региональные агентства представляющие различные регионы России, а также национальные представительства Интерфакс-Украина, Интерфакс-Запад (Белоруссия), Интерфакс-Казахстан.

 

ТАСС – одно из двух государственных информационных агентств России. Создано на базе Российского телеграфного агентства. Сейчас ТАСС имеет 68 зарубежных представительств в 63 странах мира, а также 70 региональных представительств в российской Федерации. Помимо русского, трансляция ведется на английском языке.

 

РИА Новости – второе государственное информагентство в РФ, созданное на базе Совинформбюро. Считается, что это агентство является проправительственным, так как имеет среди своих постоянных клиентов Администрацию Президента и Правительство РФ, Совет Федерации и Государственную Думу России. Представительства агентства находятся в 40 странах мира, а в России РИА Новости имеет бюро более чем в 50 городах.

 

9 декабря 2013 года агентство РИА Новости было ликвидировано указом президента России, а на его базе создано ИА «Россия сегодня». Но во многих СМИ еще можно увидеть ссылки на РИА Новости, также продолжает функционировать сайт с одноименным названием.

 

Рейтинг информационных агентств РФ

 

Главным качественным показателем работы информагентства является цитируемость в различных СМИ. Данный рейтинг включает в себя общее количество цитат трех ведущих российских информационных агентств: ТАСС, РИА Новости и Интерфакс за 2014 год. Исследования проводились в трех разрезах: цитируемость в зарубежных информагентствах, зарубежных СМИ и отечественных СМИ.

 

Мировые информационные агентства

 

источник Интерфакс ТАСС РИА Новости
Reuters (английский язык) 923 513 314
Dow Jones (английский язык) 2 179 310 181
AFP (французский язык) 620 440 304
DPA-AFX (немецкий язык) 1 114 81 219
BBC (английский язык) 3681 1 819 496
EFE Newswires (испанский язык) 803 291 72
ANSA (итальянский язык) 569 135 293
Xinhua (английский язык) 435 153 240
ИТОГО 10 324 3 742 2 119

 

Зарубежные СМИ (за исключением информагентств)

 

источник Интерфакс ТАСС РИА Новости
СМИ Великобритании 986 491 307
СМИ Германии 2 091 677 268
СМИ Франции 498 223 401
СМИ США 1 864 909 909
ИТОГО 5 439 2 300 1 885

 

Количество ссылок в российских СМИ

 

  • Интерфакс - 202 698;
  • РИА Новости - 183 514;
  • ТАСС - 168 319.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • информация
  • агентства
  • информагентства
  • рейтерс
  • тасс
  • франс пресс
  • интерфакс

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP