Не вся информация доступна гражданину, даже если она носит, с его точки зрения, социально значимый характер. Особенности деятельности государственных и властных структур таковы, что гос. органы могут обладать информацией, известность которой может нанести гораздо больший урон интересам граждан, чем её недоступность. В таких случаях lex generalis, который определяет с целью гарантирования демократии правления принципиальную доступность сведении о работе гос. органов, уступает место специальной регламентации.
Регламентация информационной безопасности
Возможность ограничения права на получение информации предусмотрена Конституцией для достижения:
- Государственной безопасности;
- Общественной безопасности;
- Соблюдения морали (нравственности), личной жизни, а также свобод иных лиц.
В этом же законе определены случаи, когда пользование информацией может быть ограничено в интересах личности. Цель таких ограничений – защита чести и достоинства, семейной тайны, в том числе и личной жизни.
В иерархии тайн первое место, безусловно, принадлежит государственным секретам. Ограничения в получении и распространении определённого рода информации, относящейся к обеспечению интересов государства, общества, их безопасности регулируются законодательством о государственных секретах. Отношения, связанные с коммерческой, профессиональной тайнами – отраслевым законодательством.
Закон устанавливает случаи, когда государственные органы не имеют право скрывать информацию.
Так, не относятся к секретам государственного уровня следующие сведения о:
- Прогнозируемых и уже имеющих место чрезвычайных ситуациях, несущих явную угрозу безопасности граждан, их здоровью;
- Следствиях этих чрезвычайных ситуаций;
- А также о различного вида опасностях, как то радиационная, химическая, медико-биологическая, взрывная, пожарная;
- Состоянии окружающей среды;
- Здравоохранении;
- Санитарии;
- Демографии;
- Образовании;
- Культуре;
- Сельском хозяйстве;
- Показателях преступности;
- Предоставляемых организациям и физическим лицам льготах и компенсациях;
- Нарушениях законных гражданских прав и свобод;
- Золотом запасе и экономической ситуации государства;
- Состоянии здоровья первых лиц государства и некоторых других сведений.
Ограничение доступа к информации
Правомочия по защите интересов личности основаны на соответствующем законодательстве, регламентирующем государственную безопасность, в том числе информационную. Так, добытые в ходе работы соответствующих государственных органов сведения о частной и личной жизни не могут быть никому сообщены без письменного согласия на разглашение от физического лица, за исключением оговоренных в законодательстве случаев.
Недопустимо обнародование информации, имеющей отношение к личной жизни, порочащий честь и достоинство гражданина или могущей нанести вред его интересам, законным правам, если закон не требует иного. Правоохранительные органы в рамках имеющихся полномочий, при нарушениях установленных законом предписаний осуществляют функции по защите интересов личности. Примером может служить реагирование прокурора на злоупотребление средствами массовой информации свободой слова. В случае нарушения средством массовой информации требований законодательства прокурор может вынести соответствующее письменное предупреждение.
Если в течение года редакция данного СМИ продолжает допускать нарушения, о чём ей были сделаны письменные предупреждения, прокурор может обратиться с иском в суд. Основаниями для прокурорского реагирования в числе прочих могут стать и использование отдельных СМИ для раскрытия тайной информации, специально охраняемой законом.
В случае совершения действий, наказываемых в уголовном порядке, правоохранительные органы принимают соответствующие меры по пресечению правонарушения и привлечению к ответственности.
Сейчас в эру компьютеризации важно сохранить конфендициальную информацию. Поэтому в данной сфере должны работать профессионалы и обеспечивать граждан необходимой охраной. Хотя сами граждане должны быть тоже внимательными и не распространять личную информацию о себе. Ведь мошенников в современном мире достаточно много.