Определение понятий "стратегия" и "маркетинговая стратегия"
Стратегия - это определенное направление в развитии компании, которое ориентировано на долгосрочную перспективу. Стратегия включает в себя совокупность способов и методов, предназначенных для достижения целей предприятия.
Маркетинговая стратегия основывается на соответствии возможностей компании с конъюнктурой рынка, то есть внутренней среды с внешней.
Главной задачей любого предприятия считается выбор подходящей стратегии для определенного рынка и товара, которая будет соответствовать поставленным маркетинговым целям.
При выборе маркетинговой стратегии, предприятиям необходимо обратить внимание на следующие факторы:
- сегменты рынка, на которых компания функционирует (или только начинает свою деятельность), должны иметь одинаковую реакцию на общие маркетинговые действия (реклама, продвижение продукции и т.д.);
- оптимальные сегменты рынка необходимо выбирать исходя из достаточной емкости, благоприятных перспектив, минимальной конкуренции;
- при выборе способов выхода на рынок новых товаров, необходимо уделить внимание его потребительским свойствам, объемам сегмента, адекватности отражения компании и ее репутации;
- при осуществлении маркетинговых действий для привлечения внимания к товару необходимо учитывать то, что ценовой фактор занимает 3-4-е место среди других значимых факторов;
- при выходе на рынок новых сезонных товаров, необходимо учитывать время его выхода и обеспечить рекламную деятельность.
На фоне вышеперечисленных факторов целесообразно рассмотреть схему циклического управления компаниями по Россу на рис. 1.
Основные виды стратегий маркетинга
1. Стратегия интенсивного роста - основывается на изменении либо товаров, либо сегмента рынка. Разработчиком данной стратегии был американец Игорь Анзофф. В следствии этой стратегии им была предложена, так называемая, "Матрица Ансоффа" (рис.2.). Она заключалась в существовании определенной взаимосвязи между товарами (новыми или уже существующими) и рынками, на котором работает фирма.
Согласно этой матрице, у предприятия появляется 4 стратегических направления:
- Проникновение на рынок - повышение конкурентных свойств уже существующих товаров на существующий сегмент рынка;
- Расширение рынка - подразумевает выход существующей продукции на новый рынок (географический, демографический и т.д.);
- Развитие продукции - разработка и внедрение принципиально новых товаров на уже существующий сегмент рынка;
- Диверсификация - более рискованная стратегия, которая заключается в выходе нового товара на новый рынок.
2. Стратегия интегрированного роста - заключается в расширении компании, которое осуществляется с помощью добавления новых структурных подразделений и соответственного контроля над ними.
3. Стратегия целенаправленного сокращения - основывается на уменьшении размеров предприятия путем закрытия или продажи своих филиалов. Такой вид стратегии применяется для тех компаний, для которых необходимо повысить эффективность их деятельности или перегруппировать свои силы после длительного роста.
4. Стратегия сосредоточения - основным направлением данной стратегии является обеспечение необходимыми преимуществами компании над ее конкурентами (создание имиджа).
5. Стратегия инновации - основывается на создании новых товаров, которые не имеют аналогов на рынке.
6. Стратегия дифференциации продукции - заключается в модификации и усовершенствовании традиционного продукта, который выпускается предприятием.
7. Стратегия снижения производственных затрат - предполагает ценовую конкуренцию, с помощью новшеств, обеспечивающих продажу товаров по сниженной стоимости.
8. Стратегия выжидания - основным принципом данной стратегии является воздержание от выпуска товаров на рынок и более тщательное изучение действий своих конкурентов. Использование этой стратегии осуществляется при неопределенной величине спроса потребителей.
9. Стратегия индивидуализации потребителя - она характерна для предприятий, которые работают в сфере индивидуальных заказов и разработке проектов покупателями.