Проблематика совмещения банковской деятельности с частным инвестированием

Статья отражает собой выдержку из работы Лили Фанг из INSEAD, а также Виктории Ивашиной и Джона Лернера их Гарвардского университета
На аффилированный с банками сектор private equity (P/E) по подсчетам авторов приходится до 30% всей инвестиционной активности на рынке. Стоит отметить, что доля данного сектора возрастает на пиках рыночной конъюнктуры, будучи подпитываема синдицированными кредитными ресурсами материнских банков. Аффилированные с банками сделки аналогичны по своим свойствам самостоятельным сделкам таких структур, но имеют несоизмеримо худшие результаты по окончании волны роста и в целом, не лучшее исполнение. Конкурентное преимущество здесь заложено в способности сконцентрировать ресурсы под рыночный рост вне зависимости от предшествующих целей, репутации PE или позиции банков на рынке структурных продуктов. Участие банков в торговле ценными бумагами предоставляет значительные возможности по перекрестным продажам (тому же арбитражу). Соответственно, используются и наиболее привлекательные условия для кредитования, существующие на рынке.
Если обратиться к статистике, то между 1983 и 2009 гг. 30% всех американских ПИИ (прямых иностранных инвестиций), а этого $ 700 млрд, относились на счет соответствующих подразделений частных банков. Одним из последствий кризиса 2008 г. стало выражение общей обеспокоенности со стороны широкого круга американских политиков по поводу того, что вовлечение банковских институтов в инвестиционную деятельность (частные инвестиции, создание хедж-фондов, проприетарная торговля) чрезвычайно рискованно. Более того, сочетание всех перечисленных сфер деятельности в одном банковском институте создает весьма громоздкие структуры, которых невозможно обанкротить из-за их значимости (знаменитое “too-big-too-fail”). Это привело к реинкарнации правила Волкера и введению Акта Додда-Франка, основной посыл которых сводился к ограничению участия банков в деятельности хедж-фондов тремя процентами капитала первого уровня, что существенно сковывает банки в своей основной деятельности по финансированию прямых инвестиций. Несмотря на все вышесказанное, существует довольно большое количество пробелов в вопросах, каковы плюсы и минусы, а самое главное, последствия тесного соседства банков и инвестиционных департаментов.
Попытаемся вкратце восполнить этот пробел.
Несмотря на все издержки, наблюдаются и неоспоримые экономические достоинства от такого сопряжения экономической деятельности. В процессе проведения анализа и мониторинга, банки получают частную информацию о своих клиентах, которой не преминут воспользоваться. Подобные информационные преимущества приводят к увеличению связанного кредитования рыночных агентов с последующим андеррайтингом. Кроме того, банки могут использовать информацию, полученную из прошлых финансовых транзакций для принятия решений на рынках капитала. Таким образом, использование информационной синергии от сочетания различных видов деятельности прямо ведет к возникновению положительных экстерналий: участие банка как частного инвестора может нести позитивные сигналы о качестве сделки для внешнего (долгового) инвестора. Данный аргумент весьма симптоматичен в дебатах о разделении коммерческих и инвестиционных банков в контексте закона Гласса-Стигала.
Еще одной причиной, по которой банки открывают свои двери для использования частных инвестиций становится феномен кросс-продаж. Уже было неоднократно доказано, что между коммерческим и инвестиционным подразделениями одного банка это довольно развито. Еще одним сценарием, где это возможно, является получение компании первого венчурного капитала. Инвестируя в целевую компанию, банк надеется тем самым привлечь ее к своим банковским продуктам и извлечь дополнительную прибыль.
Кроме собственного капитала довольно часто прибегают к финансированию прямых инвестиций банков заемным капиталом. Что опять же предоставляет банкам дополнительные стимулы, а также каналы для участия в частных сделках. По самым примерным примерным подсчетам, до 1/3 всех сделок с частным капиталом в США аффилировано так или иначе с банковским сектором.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
1. Proprietary trading models – организация торговли, при которой торгующее лицо, внося собственный капитал для участия в торгах, получает дополнительный, значительно больший капитал, доступ к торговым площадкам, торговую платформу и т.д.
2. Правило Волкера – правило, названное по имени бывшего председателя Федеральной резервной системы США Пола Волкера и входящее в закон Додда-Фрэнка о реформе финансовой системы, призвано предотвратить повторение финансового кризиса 2007-2009 годов за счет ограничения рисковых операций банков. Ожидается, что нововведение больше всего повлияет на крупные банки, такие как Goldman Sachs, Morgan Stanley и JPMorgan Chase, которые могут недосчитаться миллиардов долларов годовой выручки. Правило Волкера также запрещает банкам инвестировать в хедж-фонды или фонды прямых инвестиций.
3. Закон Додда-Франка – В Законе Додда-Франка о реформировании финансового сектора и защите прав потребителей США (Закон Додда-Франка), содержащем свыше 2000 страниц, рассматриваются 4 основных вопроса:
o усиление защиты прав потребителей;
o повышение прозрачности внебиржевого рынка производных инструментов;
o создание системы надзора, направленной на минимизацию рисков для финансовой системы;
o ужесточение требований к капиталу и регулирования крупных банков.
4. Закон Гласса-Стигала – принятый в 1933 г. в США закон, который запретил банкам одновременно заниматься кредитными операциями и инвестированием в компании. Данный закон запрещает универсальную банковскую деятельность в США, хотя в других странах, включая Германию, универсальная банковская деятельность широко распространена. Принятие этого закона было обусловлено убеждением, что универсальность делает банковскую деятельность излишне рискованной, что и способствовало краху банковской системы США в период Великой депрессии.
5. Андеррайтинг ценных бумаг — организация эмиссии ценных бумаг для клиента — эмитента ценных бумаг и гарантирование в той или иной форме их размещения на первичном рынке.
6. Кросс-продажи (cross-selling, перекрестные продажи) – это предложение кредитной организацией существующему или новому клиенту, оформляющему тот либо иной банковский продукт, приобрести другие дополнительные и взаимосвязанные продукты или услуги. Продажа дополнительных продуктов чаще осуществляется на более выгодных условиях.
 

  • банки
  • хедж-фонды
  • прямые инвестиции
  • Proprietary trading models
  • Правило Волкера
  • Закон Додда-Франка
  • Закон Гласса-Стигала
  • Андеррайтинг ценных бумаг
  • Кросс-продажи
X

Похожие публикации

Комментарии (6)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP