Общие сведения и производственная деятельность
НОВАТЭК и Аэрофлот – крупные российские компании, которые занимают разные позиции в свих сегментах экономики. Аэрофлот – лидер российского рынка авиаперевозок, крупнейшая российская авиакомпания, которая входит в ТОП-5 европейских авиаперевозчиков. НОВАТЭК в своей отрасли занимает второе место с большим отрывом от лидера. Но не стоит забывать, что лидером отрасли является нефтегазовый мировой гигант – Газпром. С которым НОВАТЭКу удается конкурировать и даже превосходить по некоторым показателям.
НОВАТЭК был основан в 1994 году и на сегодняшний день это крупнейший независимый российский производитель природного газа. Основное место добычи полезных ископаемых этой компанией – Ямало-Ненецкий Автономный округ, здесь же в городе Тарко-Сале, находится штаб-квартира НОВАТЭКа.
По итогам 2014 года, компанией НОВАТЭК было добыто 62.13 млрд. куб. м. природного газа. Это второй показатель после Газпрома, который составляет 9.7% от всего добытого российского газа. Это седьмой показатель в мире среди публичных нефтегазовых компаний. Добыча природного газа НОВАТЭКом за последние 5 лет увеличилась более чем в 1.5 раза. Что позволило упрочить позиции на российском рынке более чем на 3% по количеству добытого «голубого топлива».
Помимо добычи природного газа, НОВАТЭК производит добычу жидких углеводородов. В 2014 году было извлечено 6 036 тыс. тонн. По количеству доказанных запасов природного газа НОВАТЭК занимает 4 место в мире, на начало 2015 года компания располагала 1 747 млрд. куб. м. газа. Запасы жидких углеводородов НОВАТЭКа оцениваются в 135 млн. тонн. В структуру холдинга входят газоперерабатывающий завод в Усть-Луге на Балтийском море и Пурковский ЗПК расположенный в Ямало-Ненецком АО.
Аэрофлот одна из старейших авиакомпаний в мире, она была образована в 1923 году и являлась полностью государственным предприятием. Сейчас государству принадлежит 51% акций группы Аэрофлот.
По итогам 2014 года, Аэрофлот занимал 37.3% российского рынка авиаперевозок. Это наилучший показатель среди всех компаний, работающих в этом сегменте в России. В структуру группы, помимо самой компании Аэрофлот, входят авиаперевозчики: «Оренбургские авиалинии», «Россия», «Донавиа», «Аврора», «Победа». Вместе с дочерними компаниями, услугами Аэрофлота в 2014 году воспользовались 34.7 млн. пассажиров.
По авиационным грузовым перевозкам, Аэрофлот занимает второе место в России, уступая по этому показателю группе авиакомпаний «Волга-Днепр». За 2014 год, самолетами Аэрофлота было доставлено 166.3 тыс. тонн грузов, это 16% всех перевезенных грузов авиатранспортом в Российской Федерации.
Парк воздушных судов находящихся в эксплуатации группы Аэрофлот насчитывает 261 самолет, при этом, средний возраст авиалайнеров составляет 7 лет. В 2014 году, авиапарк компании пополнился на 22 самолета. Группа Аэрофлот, по итогам прошедшего года, второй раз подряд была признана лучшей авиакомпанией Восточной Европы по версии премии World Airline Awards.
Основные финансовые показатели
Оборот компаний НОВАТЭК и Аэрофлот в 2014 году превысил 300 млрд. рублей. Обоим компаниям впервые удалось перешагнуть этот рубеж. Особенно большие показатели роста были зафиксированы у НОВАТЭКа, по сравнению с 2013 годом, оборот этой компании увеличился на 20% и составил 357.64 млрд. рублей.
Оборот Аэрофлота, также каждый год показывает стабильный рост. В 2014 году, выручка компании составила 319.77 млрд. рублей, это на 9.9% больше, чем в 2013 году. Если взять оборот компаний за три года, то здесь с небольшим отрывом лидирует НОВАТЭК. Общий оборот газовой компании составил 866.77 млрд. рублей, что на 1.02% больше оборота Аэрофлота, который за аналогичный временной промежуток составил 857.9 млрд. рублей. Необходимо отметить тот факт, что до 2013 года, оборот Аэрофлота был выше, но начиная с 2013 года, Новатэк демонстрирует более высокую динамику роста.
Что касается чистой прибыли, то 2014 год был неудачным для обеих компаний. Прибыль НОВАТЭКа сократилась по сравнению с 2013 годом в 3 раза и составила 36.92 млрд. рублей, это наихудший показатель за три года. У Аэрофлота ситуация еще хуже, отчетный год компания закончила с убытком в 17.5 млрд. рублей. По сравнению с 2013 годом, когда чистая прибыль Аэрофлота была наивысшей и достигла 7.33 млрд. руб. спад составил чуть более 20 млрд.
Как видно на диаграмме чистая прибыль НОВАТЭКа намного превышает, аналогичный показатель, группы Аэрофлот. По итогам трех лет общая чистая прибыль Новатэка составила 216.3 млрд. рублей, в то время, как показатель Аэрофлота за этот же период времени равен (-4.76) млрд. руб. В руководстве Аэрофлота такие провальные финансовые результаты объясняют негативными внешнеэкономическими факторами. Кроме этого, дочерняя компания Аэрофлота – «Добролет», выполнявшая авиарейсы в Крым, попала под антироссийские санкции и вынуждена была прекратить деятельность. На смену ее, Аэрофлот создал авиакомпанию «Победа», выполняющую бюджетные авиарейсы на территории России.
Так как компании имеют примерно одинаковый оборот, а разница по чистой прибыли довольно внушительна, рентабельность НОВАТЭКа прогнозируемо лучше. В 2014 году этот показатель газовой компании составил 10.32%, что хотя и самый худший показатель за последнее время, но он намного лучше, чем аналогичный показатель лидера газовой отрасли РФ – Газпрома. Напомню, рентабельность ПАО Газпром в 2014 году составила 2.83%.
Поскольку Аэрофлот закончил год с чистым убытком, то и рентабельность компании отрицательная и составила (-5.36%). А если взять рентабельность авиакомпании за предыдущие годы, то она довольно низкая и по показателю чистой прибыли не превышает 3%. В 2013 рентабельность Аэрофлота составляла – 2.52%, а в 2012 – еще меньше, всего 2.04%.
Активы и обязательства
Общая сумма активов обеих компаний едва не дотягивает до 1 трлн. рублей. Но при этом активы НОВАТЭКа превышают активы Аэрофлота более чем в 2.5 раза. Газовая компания располагает различными активами на сумму 699.14 млрд. рублей, тогда как российский лидер авиаперевозок имеет активы на сумму 277.72 млрд. рублей.
Что касается долговых обязательств, то они у НОВАТЭКа значительно выше. По итогам 2014 года обязательства Новатэка составили 312.02 млрд. рублей. По сравнению с 2013 годом рост обязательств компании составил 38.7%. Обязательства Аэрофлота, также заметно выросли, со 154.7 млрд. рублей в 2013 году, до 291.22 млрд. в 2014. Рост долговых обязательств составил 88%. И хотя по показателям роста долгов Аэрофлот, намного опередил НОВАТЭК, в количественном выражении обязательства авиакомпании на 7.2% меньше.
В сравнении с оборотом, долговые обязательства НОВАТЭКа, составляют 87.24% от выручки 2014 года. У Аэрофлота этот показатель немного больше, долги авиакомпании составляют 91.07% оборота.
И если по общему количеству долгов, сохраняется определенный паритет, то краткосрочные обязательства Аэрофлота на 66.4% больше аналогичного показателя НОВАТЭКа. Краткосрочные обязательства группы авиакомпаний составляют 135.14 млрд. рублей, что составляет 46.4% от всех долгов, у компании НОВАТЭК краткосрочные обязательства составляют всего 26.03% от общей суммы долга и равняются 81.21 млрд. рублей.
Кадровая политика
Обе компании достаточно большое внимание уделяют кадровой политики и как следствие, зарплаты здесь довольно высокие. Так в НОВАТЭКе средняя заработная плата составляет 88 247 рублей, что не очень много для нефтегазовой отрасли, но более чем в 2.75 раза выше средней зарплаты по России. Аэрофлот издавна славился высокими зарплатами своих сотрудников и по итогам 2014 года, средняя заработная плата в компании составляет 108 868 рублей, это на 23.3% больше в Новатэке, а превышение среднего показателя по Российской Федерации составляет почти 3.5 раза.
Общая численность сотрудников компании НОВАТЭК составляет 6 749 человек, как для одного из лидеров нефтегазовой отрасли это очень скромный показатель. Аэрофлот располагает штатом в 32 439 человек, что в 4.8 раза больше чем у НОВАТЭКа.
Что касается производительности труда, то НОВАТЭК по этому показателю занимает одно из лидирующих мест в России. На одного человека приходится почти 53 млн. рублей от оборота компании. В группе Аэрофлот показатель производительности чуть выше среднего по стране и составляет 9.85 млн. рублей выручки на человека. По производительности сотрудников НОВАТЭК опережает Аэрофлот в 5.4 раза.
На оплату труда своих сотрудников Аэрофлот тратит 13.25% общей выручки. Компания НОВАТЭК, в фонд заработной платы отчисляет намного меньше средств, всего 2% от своего оборота. Поскольку производительность труда в НОВАТЭКе очень высокая, а средняя заработная плата очень далека, от рекордных российских показателей, разница между производительностью и средней зарплатой на предприятии очень велика. Зарплата в среднем составляет всего 0.17% от производительности. В компании Аэрофлот этот показатель равняется 1.1%.
Биржевая торговля
Акции компании НОВАТЭК относятся к разряду «голубых фишек», как одной из самых успешных компаний РФ. Акции НОВАТЭКа (NVTK) входят в следующие биржевые российские индексы:
- РТС
- ММВБ
- РТС Нефти и газа
- ММВБ Нефти и газа
- RTS Standard
- Thomson Reuters Russia 50
Что касается акций Аэрофлота (AFLT), то они входят в систему расчета только трех биржевых российских индексов: РТС, ММВБ, Thomson Reuters Russia 50.
Количество обыкновенных акций компании НОВАТЭК насчитывает 3 036 306 000 штук, стоимость акции (NVTK) 13.08.15 на Московской бирже равнялось 593.80 рублей. Таким образом, рыночная капитализация компании на отчетную дату составляет 1 802 млрд. рублей. Группа Аэрофлот располагает 1 110 616 299 обыкновенными акциями, стоимость одной акции (AFLT) на 13.08.15 составляла 40.10 рублей. Капитализация компании Аэрофлот равняется 44.54 млрд. рублей. Разница между рыночной капитализацией кампаний просто огромна, НОВАТЭК по этому показателю опережает Аэрофлот более чем в 40 раз. И это при том, что компании имеют примерно одинаковый оборот, а активы НОВАТЭКа превышают активы Аэрофлота только в 2.5 раза. Прибыль на одну акцию (NVTK) составляет 14.31 руб., в то время как (AFLT) являются убыточными, с показателем (- 14.64) рубля.
Графики котировок акций НОВАТЭКа и Аэрофлота, начиная с марта 2015 года, примерно одинаково реагируют на рынок, но (NVTK) демонстрирует сильный рост, тогда, как (AFLT) едва превышает мартовские котировки. Текущая стоимость акции НОВАТЭКа, по сравнению с 13.08.14 выросла на 58.17%. За последние 52 недели максимальная стоимость (NVTK) равнялась 601.5 рулей, что выше текущей стоимости на 1.3%. Минимальная стоимость была зафиксирована на уровне 364.5 рублей, что меньше стоимости акций 13.08.15 на 62.9%. Средняя стоимость акции НОВАТЭКа за отчетный период составляет 477.75 рублей, что ниже текущей цены на 24.29%. Что касается максимальной цены закрытия, то она была зафиксирована 4 августа 2015 года и составила 597.9 рублей, это на 59.27% больше чем в начале отчетного периода. Минимум по цене закрытия был 1 сентября 2014 года, тогда за одну акцию (NVTK) давали 367.38 рублей. Это на 2.14% меньше, чем в начале периода.
В отличие от (NVTK), обыкновенные акции Аэрофлота, по сравнению с 13 августа 2014 года упали в цене на 15.71%. Максимальная стоимость за отчетный период составила 50.45 рублей, это на 25.8% больше текущей стоимости, а минимальная цена (AFLT) равнялась 26.35 рублей, что меньше стоимости 13.08.15 на 52.18%. Средняя цена обыкновенной акции Аэрофлота составила 39.64 рубля, что меньше текущей стоимости на 1.16%. Максимальная цена закрытия (AFLT) была зафиксирована 21 августа 2014 года и составила 50.00 рублей, это превышает стоимость на начало периода на 7.76%. Минимальная цена закрытия была 16 декабря 2014 года и составила 29.86 рублей, что меньше стоимости 21.08.14 на 35.65%.
Торговый оборот акций НОВАТЭКа за последние 30 дней составил 13.656 млрд. рублей, в то время как оборот (AFLT) был в 8 раз меньше и составил 1.691 млрд. рублей. По количеству совершенных сделок, также очень заметное преимущество НОВАТЭКа. С акциями газовой компании совершается в среднем 5 909 сделок, а с акциями Аэрофлота 1 610 сделок. Наибольший дневной оборот (NVTK) за последний месяц составил 914 млн. рублей. Максимальный дневной оборот (AFLT) в 5.4 раза меньше -167.5 млн. рублей.
Итоги
Преимущество НОВАТЭКа в этом поединке выглядит впечатляюще. Главными факторами победы этой компанией стали: сумма чистой прибыли и положение акций компании на фондовом рынке. Начиная с апреля 2015 года (NVTK) имеют стабильную динамику роста, и рыночная капитализация Новатэка намного больше.
Что касается Аэрофлота, то единственным показателем, который необходимо отметить в этом поединке, является более высокая зарплата сотрудников авиакомпании. В остальном, Аэрофлот серьезно уступает газовой компании.