ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» - самая крупная авиакомпания России. Компания осуществляет более 40% пассажирских авиаперевозок и около 20% - грузовых. Штаб-квартира «Аэрофлота» расположена в Москве на Арбате, а базовым аэропортом является «Шереметьево». С 1989 года компания является членом ИАТА (Международной ассоциации воздушного транспорта). В структуру предприятия входят 6 авиаперевозчиков из регионов. В сеть всех маршрутов по совокупности входит перечень 2 сотен пунктов назначения по всему миру. На начало 2014 года компания является владельцем 143 самолетов. Парк «Аэрофлота» считается одним из наиболее молодых и быстроразвивающихся в Европе. Компания в 2011 и 2013 году становилось лауреатом международной премии SkyTrax World Airline Awards.
От нескольких воздушных судов к лидерским позициям
В начале 90-х годов прошлого века после реструктуризации предприятия отдельные авиаотряды стали абсолютно автономны. Помимо этого распад Советского союза в итоге привели к тому, что огромная копания, обслуживающая в год более 130 миллионов клиентов, стала представлять собой около трех сотен мелких авиафирм. Некоторые из них владели лишь 1-2 самолетами. Только Постановление Правительства 1992 года смогло изменить ситуацию. В ее рамках был организован масштабный правопреемник советского предприятия АООТ «Аэрофлот». Этим началась современная история предприятия. В это время самолеты компании преимущественно осуществляли зарубежные перелеты. Мелкие предприятия покрывали перевозки в России. Но со временем они прекращали свою деятельность и «Аэрофлот» расширял свою внутреннюю сеть.
XXI век и масштабное развитие ОАО «Аэрофлот»
В 2000 году ОАО «Аэрофлот» провел масштабный ребрендинг с помощью британских специалистов. В это же время произошла модернизация техники. Была завоевана стабильность компании за счет международных перевозок и компания начала экспансию на рынке внутренних перевозок. Планы «Аэрофлота» были масштабны – захват 30% от объема всех перевозок. На пути к цели предприятие поглотило «Архангельские воздушные линии» и «Аэрофлот-Норд». Через два года то же самое было проделано с «Сахалинскими авиатрассами» и «Дальавиа». Приход на пост генерального директора Виталия Савельева в 2009 году решил последующее интенсивное развитие ОАО «Аэрофлот». Первым, что он сделал – это вывел из парка старые самолеты и поменял их на новые воздушные суда. В 2010 году был проект объединить все государственные авиакомпании под эгидой «Аэрофлота», то есть передать государственные пакеты их акций. В результате часть предприятий была присоединена, от других головное предприятие отказалось.
ОАО «Аэрофлот» - акционер
Компания является правопреемником советского предприятия «Аэрофлот». Его история начинается с Постановления Правительства в 1992 году. В 1994 году «Аэрофлот» прошел процедуру приватизации и реорганизации. 51% акций досталось государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Немногим более 40% ценных бумаг принадлежит юридическим лицам. Около 8% акций находятся в свободном обращении на ММВБ или являются собственностью частных лиц. Уставной капитал предприятия составляет более 1,1 миллиард рублей, который состоит из того же количества обыкновенных бездокументарных именных акций, номиналам в 1 руль. Привилегированные акции ОАО «Аэрофлот» не эмитировались. Капитализация ОАО «Аэрофлот» на октябрь 2014 года составляет около 50 миллиардов рублей.
Ценные бумаги ОАО «Аэрофлот»
• Акции обыкновенные именные бездокументарные. Первый выпуск был осуществлен в 1995 году. Второй – в 1999. Данные бумаги имеют номинальную стоимость в 1 рубль. Всего их – немногим более 1,1 миллиардов штук. Торгуются на ММВБ. С апреля 2013 года в секторе «Стандарт» прекратили хождение, а на Основном рынке и в секторе «Классика» торги проходят в нормальном режиме. Тикер –ALFT. Данные бумаги имеют средний уровень ликвидности.
• Корпоративные облигации. За время существования ОАО «Аэрофлот» было выпущено и закрыто 4 эмиссии. На сегодняшний день в обращении находится пятый тираж «Аэрофлот, БО-03». Данные облигации купонные, документарные, на предъявителя. Размещаются по открытой подписке. Номинальная стоимость – 1 тысяча рублей. Облигации выпущены в объеме 5 миллиардов штук. Выплаты осуществляются 2 раза в год из расчета 8,3% годовых.
• GDR (глобальные депозитарные расписки). Размещаются для инвестиций в иностранной валюте. Торгуются на фоновом рынке во Франкфурте и на внебиржевых площадках Европы и США. 1 GDR конвертируется в 5 обыкновенных акций. Банк депозитарий – DeutscheBankTrustCompanyAmericas. В GDR конвертировано более 10 миллионов акций, что соответствует около 1% уставного капитала. Тикер – AERAY.
• ADR (американские депозитарные расписки). В январе 2015 года вступила в силу «Программа ADR». Она была запущена для расширения пула возможных иностранных инвесторов. Банк депозитарий – DeutscheBankTrustCompanyAmericas. 1 ADR конвертируется в 5 обыкновенных акций. Тикер – AERZY.
Перспективы ценных бумаг ОАО «Аэрофлот»
На сегодняшний день ОАО «Аэрофлот» несет убытки в связи с введением санкций на Украине. Котировки акций упали на более 20%. Для того, чтобы рассмотреть среднесрочные перспективы ценных бумаг этой компании, нужно оценить экономические и имиджевые потери в связи с текущей обстановкой в мире, а так же текущие финансовые показатели. Статистические значения за первые полугодие 2014 года весьма противоречивы. Выручка возросла на почти 15%, но она существенна съедена себестоимостями продаж и коммерческими расходами. В результате чистая прибыль – это немногим более 3 миллиардов рублей. Это существенно ниже, чем за аналогичный период 2013 года. Как правило, в 3 и 4 кварталах авиаперевозки увеличиваются, но сгладить ситуацию вряд ли возможно, поскольку ограничения на обслуживания самолетов компании, поставки новой техники и запчастей принесут значительные убытки. Нужно внимательно следить за текущей информацией.